Два брата и два портрета

Опубликовано: 03 марта 2019 в 19:23 Распечатать Сохранить в PDF

То есть братьев, конечно, было гораздо больше. Но не спешите, для начала нас интересуют эти двое.

А на портреты (они представлены вот так, рядом, на открывшейся в Историческом музее выставке «Аристократический портрет в России XVIII — начала XX века») стоит обратить самое пристальное внимание. Помните картинки в детских журналах (типа «найди десять отличий»)? Вот этим мы с вами и займемся.

Оба портрета совершенно одинаковы по размеру и не слишком велики — не больше метра по горизонтали (формат явно не парадный, а скорее домашний). По последней музейной атрибуции, авторство принадлежит Карлу Людвигу Христинеку (российский художник немецкого происхождения, работал преимущественно в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века).

Постановка фигур, как видим, почти не различается. Отличаются мундиры. На одном из персонажей мундир адмирала, ордена святого Андрея Первозванного, святого Георгия и святого Александра Невского. На другом — мундир генерал-фельдцейхмейстера, орден Андрея Первозванного и жалованный портрет Екатерины II.

А вот с фоном есть различия более существенные. С одной стороны (на обеих работах) мы видим кусочек городского пейзажа. Он (с учетом произошедших во времени изменений) по-прежнему вполне узнаваем. Это угол Красной площади в Москве — видны Иверские ворота, Казанская церковь, а также, справа, торговые ряды. И это не просто изображение, а фрагмент гравюры Михаила Махаева, изображающей сцены эпидемии чумы в Москве.

На другой же картине мы видим слева еще и морской пейзаж с кораблями.

Итак, вопросы:

  1. Кто наши герои?
  2. У кого из них в доме мог висеть какой портрет?

И небольшое дополнение — уж не знаю, поможет оно или еще больше запутает. Это еще один портрет — изображенный на нем одет в мундир офицера гвардейской пехоты. На нем знак и лента ордена Александра Невского, а также медаль «Депутатам Уложенной комиссии». И это уже точно, а не по догадкам работа Христинека.

И это еще один брат — хотя троими эта семейка отнюдь не исчерпывается.

Не исчерпывается, разумеется, и выставка — на ней что-то около 120 портретов из фондов ГИМа. Выставка в целом вышла довольно любопытной — так что, возможно, мы к ней еще вернемся.


Комментарии 29

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Сергей Макаров 12.03.2019 | 06:2306:23

Уважаемая Татьяна, молчание затянулось. Вероятно было бы уместно завершить вам «расследование» кому принадлежал каждый двойной портрет братьев Орловых.
То, что на картине написаны братья Орловы Алексей и Григорий вы не отрицаете, осталось дать правильный ответ кому из них, принадлежал каждый портрет и разумеется, дать ссылку на источник этого экспертного заключения.

Вопрос-то очень интересный, а музейные байки пусть байками и остаются, иной раз такое услышишь, что и в порту не стыдно рассказать, а некоторые за чистую монету принимают, но мы же люди понимающе, знаем где о чем и с кем толковищу вести.
Если ответ будет на уровне байки, типа так «сказали», то и буду это как байку другим рассказывать. Уставшие рыбаки от трудов праведных завсегда любят оригинальные.

Свой ответ на поставленный вами вопрос; -У кого из них в доме мог висеть какой портрет?
Свой ответ дал в комментариях (см. ниже) Теперь ваш выход. Слушаю вас внимательно. Прошу...

Evgraph Fedotov 05.03.2019 | 19:2619:26

Спасибо за прекрасные портреты, Татьяна!

Мне всегда нравились эти братцы, особенно Алешка. Удалой был парень, и умница большая -- ведь Средиземноморская операция была его идеей, и для того времени очень смелая, мягко говоря. Российский флот дальше Балтики тогда не плавал, а основная масса и вовсе гнила в Маркизовой Луже. И тут сразу -- в Грецию, вокруг Европы, встретиться с турками у них дома! Это ж какая ответственность, да еще для совершенно сухопутного человека! "Смелость города берет" -- думаю, эта поговорка во многом и родилась благодаря таким людям, как он. Да и как императорам шею сворачивать без особых комплексов он тоже первым показал. Уважаю такие характеры.

Кстати, обратите на их разницу на совместном портрете с Гришкой. Оба изображены в зените славы, но последний -- явно разжиревший, разьевшийся и довольно-таки отупевший. А Алешка по-прежнему боевой, в неплохой форме, глаза умные и дерзкие. Такой же волк, как и в молодости. Т.е. испытание богатством и славой он тоже выдержал с честью, в отличие от братца.

Сергей Макаров 04.03.2019 | 14:5014:50

"Портрет до середины XIX века оставался единственным средством визуального описания внешности человека. Этим обстоятельством объясняется жесткая требовательность к сходству, правдивости изображения, далеко не всегда по различным причинам соблюдавшаяся художниками.

Одним из них не хватало таланта, другие старались приукрасить внешность, дабы польстить заказчику, третьи представляли своего героя в более выгодном свете по его прямому указанию. Этим объясняется различие внешности одного и того же лица на портретах разных авторов. Взять, к примеру, личность Петра I, привлекавшую к себе внимание многих художников того времени и оставивших после себя не один десяток его портретов; вряд ли вы найдете среди них пару, о которой с полной уверенностью можно было бы сказать, что на них представлено одно и то же лицо.

Правдивость восприятия утерянных портретов затрудняется из-за субъективности их оценки современниками, оставленной нам в виде различного рода описаний. К примеру, известная французская портретистка г-жа Виже-Лебрен, написав совместный портрет великих княгинь Александры и Елены, получила резко отрицательный отзыв их бабушки — Екатерины II, назвавшей лица внучек — изображениями двух мопсов. В то же время княгини П. Голицына (ур. Шувалова) и Е. Долгорукова (ур. Барятинская) были противоположного мнения и заказали г-же Лебрен свои портреты, которыми также остались довольны.

Сергей Макаров 04.03.2019 | 14:5114:51

Доверил свое изображение кисти француженки и Алексей Орлов.

Но разложим перед собой четыре его портрета разных авторов. Не говоря уже о несходстве черт лица, мы не увидим здесь знаменитого шрама «через всю левую щеку». Правда, на трех из них голова слегка повернута в левую сторону, как бы прикрывая сей дефект лица, но на четвертом вся левая щека, как говорится, «налицо» и нет на ней ничего примечательного. Вот и доверяй после этого художникам…"https://www.e-reading.club/bookreader.php/1033815/Polushkin_-_Orly_imperatricy.html