Итак, начнем с самого термина. Как все-таки правильно говорить — сэппуку или харакири. Считается, что верно и так и так, просто первый термин письменный, а второй устный — ну и написание его разными иероглифами. Но я все-же рискну не согласится с такой трактовкой. Все-таки харакири — это некое упрощение, узкая направленность системы ритуального самоубийства. Буквальное прочтение 腹切り. Ведь слово кэри — можно перевести как резать, а хара — это живот. Если вспомнить о видах ритуальных самоубийств, то взрезание живота отнюдь не единственный способ добровольно и красиво (по японским меркам) уйти из жизни (об этом мы поговорим чуть позже).
С другой стороны, хара — это для японца центр телесной жизни, магическая точка энергии тандэн, а главное — сосредоточение души. И, по большому счету, сделать харакири можно перевести как выпустить душу, освободить внутреннюю энергию из плена бренного тела. Кстати, в очередной раз убедился в том, что несмотря на всю непохожесть японцев на нас, у нас немало и общего. Если Вы посмотрите былины и сказания древнерусские, то наверняка вспомните, что слово жизнь у нас произошла от слова живот. «Не пожалеть живота своего» — сиречь своей жизни. Так что…
Точка Тандэн Но мы немного отвлеклись. Как бы там не было, я редко применяю термин харакири по причине того, что считаю, что он все-таки описывает конечную стадию одного из вида ритуального самоубийства. А все самое интересное, сам ритуал этот термин не затрагивает. Ритуал как раз правильнее называть сэппуку 切腹. Хотя если Вы обратите внимание, то один иероглиф, обозначающий живот и жизнь 腹, в обоих терминах совпадает. Но все равно, ИМХО правильно говорить сэппуку.
разбойник Хакамадарэ Ясусукэ Почему-то считается, что сэппуку или харакири — это привилегия исключительно самураев, но это вовсе не так. Начнем с того, что моду на подобные самоубийства ввел в 988 году Хакамадарэ Ясусукэ, который ну ни разу самураем не был, а был обычным разбойником. Его окружили враги, и он решил уйти из жизни достойно, вспоров живот. Умирал, кстати, долго и болезненно, но новый тренд придумал. А одним из последних ритуальное самоубийство совершил Юкио Мисима (настоящее имя Киматакэ Хираока) после неудачной попытки инициировать военный бунт в 1970 году. Мисима был конечно яркий писатель и ооооочень странный человек (ну очень странный, да и вряд-ли можно по другому называть человека гордящегося густотой и цветом волос на своей груди :-)), однако никаким самураем не был в принципе. Хотя бы потому, что сословие самураев было отменено после революции Мэйдзи в конце 19 столетия.
Так что говорить, что сие исключительно самурайская фича, я бы не стал — это неверно. Другой вопрос, что именно возвышенная смерть видных представителей самурайских родов, сделала харакири крайне популярной и возвышенной смертью, и оказала огромное влияние на формирования обряда (этого самого сэппуку), при котором сама смерть стала просто финальной точкой долгого и сложного процесса. И это не удивляет. Ведь подобное ритуальное самоубийство совершили такие интересные и яркие исторические личности, чьи имена известны даже людям очень мало знакомым с японской темой, как герой битвы при Удзи Минамото-но Ёримаса,
идеал самурая и великий скиталец Минамото-но Ёсицунэ,
герой голливудского «Последнего самурая» Сайго Такамори,
и даже сам Ода Нобунага.
Вообще же японцам так пришлась по вкусу подобная возвышенная смерть (не надо анализировать и пытаться понять — почему. Это трудно, учитывая наше европейский менталитет и христианские корни. Просто примите как данность), что начали появляться различные фольклорные произведения, восторгающиеся героями. Вы наверняка что-то читали, ну или может быть смотрели неудачный фильм о 47 ронинах. Вот из этого ряда.
Причем, популярность подобного была настолько велика, что случались просто ужасающие события. Вспомнить можно хотя бы гибель рода Ходзё в 14 столетии, когда за один день лишили себя жизни около 6000 самураев, проигравшего войну рода.
Мон (упрощенно говоря, герб) рода Ходзё Или еще хуже, если вспомнить остров Сейпан в 1944 году. Японцы потерпели поражение и допустили высадку американского десанта на этот остров Марианского архипелага и получили приказ совершить самоубийство, проявляя тем самым чувство любви и преданности тэнно (императору). Большинство выполнили приказ, в том числе, взрезав себе живот. Из около 30 000 солдат и офицеров, в плен удалось взять меньше тысячи. По предварительным данным, самоубийство совершило более 10 000 человек.
Вот такие они японцы. Казалось бы, что в смерти может быть возвышенного и красивого, спросите Вы. А давайте рассмотрим сам ритуал, и возможно будет какое-то иное понимание. Продолжение следует…
О правомерности такого умозаключения свидетельствует также и тот факт, что для изготовления инау использовался специальный нож (чеики макири, подобно тому как для обряда пере использовалось специальное оружие. Аналогичным образом совершалось и японское харакири (сэппуку, где использовали "свежее" оружие.
Таким образом, мы можем сказать, что люди, оставившие раковинные кучи в Оомори и Окадайри, очень напоминали айнов, которые живут в наши дни. Кроме того, известно, что айнской культуре на Японских островах не может быть меньше трех тысяч лет, поскольку об этом можно судить на основании радиокарбонного метода. Думается, однако, что айнская культура на Японском архипелаге несколько древнее; кроме того, открытым вопросом является и этническая принадлежность айнов.
Это фрагмент книги- Айнская компонента японского этногенеза А.Ю. Акулов http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00069256_0.html
мои комменты идут "наоборот" порядок снизу-вверх
так как предполагалось, что ни айны, ни японцы никогда каннибалами не были. Сразу напрашиваются некоторые возражения. Во-первых, говорить о протоайнах, видимо, разумнее имея дело не с находками трехтысячелетней давности, а рассматривая начало эпохи Дзёмон, ибо вряд ли имеются существенные различия между айнами, жившими три тысячи лет тому назад и айнами, которые жили в начале ХХ века.Во-вторых, что касается каннибалов, то здесь все более ясно. Современные айны, безусловно, не являются людоедами, но не следует забывать о том, что в айнском языке существуют еще слова, происхождение которых можно объяснить только тем, что когда-то айны были каннибалами. Вот эти слова: пайсере (мясо нижней части, пентрам (мясо верхней части, урай киниге(специальное приспособление для ритуального убийства людей.
Кроме того, в связи с каннибализмом уместно, пожалуй, упомянуть об обряде изготовления и принесения в качестве жертвы особого ритуального предмета, инау. Инау (это заструженная палочка, которая согласно поверьям айнов, является посредником между мирами. А.Б. Спеваковский пишет, что инау (это заменитель живого человека, который приносился в жертву в особо важных случаях посредством вскрытия живота (обрядпере) и отрубания головы. Стружки инау, скорее всего символизируют внутренности, вывалившиеся наружу в результате исполнения обряда пере. О правомерности такого умозаключения свидетельствует также и тот факт, что для изготовления инау использовался специальный нож (чеики макири, подобно
Сергей Черкевич Сегодня 10:56
И последнее : в культе айнов главным божеством является бог-медведь. В религии синто такого божества нет.
-------------------------------
Сергей. вы считаете, что за столько лет- с эпохи Дземон
https://ru.wikipedia.org/wiki/Период_Дзёмон
ничего не могло измениться? айны- точно так же близки к полинезийцам. как японццы. Раскопки эпохи Дземон осуществвил впервые Морзе
Известно, что японская археология началась в 1877 году с раскопок Эдуарда Морзе, который приехал в Японию с целью изучения брахиоподов из прибрежных вод архипелага. Во время поездки из Йокогамы в Токио в местности Оомори он обнаружил древнее поселение с раковинными кучами. Одну из таких куч он исследовал и обнаружил в ней керамику дзёмон, ножи, скребки и т. п. В 1879 г. молодые японские археологи Сасаки Тюдзиро и Хадзита Индзима, последователи и ученики Э. Морзе, раскопали такую же кучу в Окадайри. Находки в Окадайри были во многом аналогичны находкам в Оомори. Встал вопрос об этнической принадлежности создателей раковинных куч.
Э.Морзе попытался дать ответ на этот волнующий для японцев вопрос, однако древнее поселение в Оомори преподнесло неожиданный сюрприз. Вместе с черепками и каменными орудиями были обнаружены человеческие кости. Причем они были расколоты так, как обычно разбивают кости животных, чтобы достать костный мозг. Это дало повод Эдуарду Морзе заключить, что на стоянке в древности жили племена людоедов. Эти каннибалы были названы Эдуардом Морзе протоайнами