В прошлый раз я вас поинтриговала — что же прервало работу по завершению кольцевой линии московского метро?
Парадоксально, но это было строительство заново линии, которая уже была. В апреле 1953 года в эксплуатацию ввели новый участок арбатского радиуса — со станциями Арбатская, Смоленская и Киевская.
Как, спросите вы, зачем? Зачем вторая, параллельная линия?
Официальная версия такова: решение было принято после того, как в 1941 году в перегон между станциями Арбатская и Смоленская попала бомба. Перегон тогда залатали, но руководство посчитало, что в этом районе нужны глубокие станции, которые могли бы служить — если что — бомбоубежищем.
Есть версии иного рода: что старую ветку решили протянуть к «ближней даче» Сталина или использовать для объектов Минобороны. Что маловероятно — именно из-за неглубокого пролегания этой линии. По имеющимся сведениям, на несколько лет старые станции были просто закрыты и использовались под склад. (Вновь их пустили в дело только в конце 50-х, с открытием Филевской линии.)
Что ж, такой параллелизм позволяет сравнить стилистику станций — между ними, напомню, около двух десятилетий.
Вот старая Арбатская (1935 год, архитектор Леонид Теплицкий).
Два ряда колонн прямоугольного сечения, плоские перекрытия. Колонны облицованы мрамором, стены со стороны пути — керамической плиткой.
Интересно, что с новой Арбатской станция никак не соединена. Хотя их входы — практически в нескольких шагах друг от друга.
Позволю себе вернуться к пятиконечному, в форме звезды, наземному павильону старой Арбатской. Предполагалось, что его будет венчать скульптура, изображающая метростроевца и красноармейца. Провели даже конкурс, но неудачно. В общем, станцию открыли, а завершение павильона отложили «на потом».
Позже, когда в моду стали входить всевозможные шпили, архитектор предложил и такой проект.
Что опять-таки не воплотилось.
Ну, а вход в новую Арбатскую утоплен в тяжеловесное здание Генштаба.
Автор этой станции — Леонид Поляков, ранее уже спроектировавший Курскую-радиальную и Октябрьскую-кольцевую, обе глубокого залегания. Арбатскую он сумел максимально облегчить белым цветом и массивных, расширяющихся кверху пилонов, и свода. Сплошные арки перекинуты поперек станции.
Вообще-то лепнины тут тоже в избытке. Спасает монохром, иначе все это «московское барокко» было бы тяжелым для восприятия. Планировались и мозаики на тему «Становление Руси» — тоже явно были бы лишними. Наиболее заметная часть декора — майоликовые цветочные композиции а-ля XVIII век — удачно расположены на перронных стенах.
Да, еще: в эскалаторном зале виден внушительных размеров лепной картуш. Неужели сделан просто так, без цели?
Разумеется, нет. Тут был мозаичный портрет Сталина в полный рост. От которого, понятно, избавились.
Станция Смоленская. Сначала старая, 1935 года. Какое-то время она на ветке была конечной, поезда отсюда шли в обратном направлении.
Лаконичная конструкция с квадратного сечения высокими колоннами удачно поддерживается цветом: серый мрамор колонн, розовый мрамор пола и бежевая плитка путевых стен.
«Смоленской» 1953 года (архитектор Игорь Рожин) также, пожалуй, удается преодолеть неизбежную тяжеловесность глубокого заложения. Светлый мрамор пилонов, по их краям — каннелированные полуколонны.
Керамический орнамент перронных стен.
Военная тема отмечена рельефом в торце станционного зала (автор — Георгий Мотовилов).
Погодите, станция Киевская сейчас нам покажет…
Но сначала — Киевская 1937 года. Она в своем отрезке появилась не сразу — сначала потребовалось сделать метромост (под русло реки тогда лезть еще не решались).
Станцию делал Дмитрий Чечулин, у него за плечами уже были Комсомольская-радиальная и Площадь Свердлова. Станция вышла легкой и достаточно светлой: желтоватый мрамор колонн, серый и розовый гранит, образующий на полу орнамент, глазурованная керамическая плитка на стенах и керамические же капители колонн. Ну, и светильники в круглых кессонах потолка.
Теперь — на радиальную Киевскую 1953 года.
Ух ты! Вот тут оформители развернулись!
Станция открывалась незадолго до запланированного помпезного празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией. Отсюда и тематика фресок (да, именно фресок, а не мозаики — хотя кое-где их фон зачем-то мозаику имитирует). Представлены украинские трудящиеся во всех видах.
Вот и кукуруза, хоть времена еще «дохрущевские».
Не обойдена железнодорожная тема — все-таки вокзал.
Отметим орнаментальные картуши и орнаментальную же майоликовую керамику.
И даже «состаренный» шрифт названия станции.
Была у здешнего декора и драматичная страница. Посмотрим в торец станции — там большая фреска с радостными трудящимися.
В 2010 году из-за протечки грунтовых вод эта фреска обрушилась.
Воссоздавали фреску (именно воссоздавали, реставрировать тут было нечего) три года по старым фотографиям и эскизам. В 2013 году открыли заново.
На знамени был, говорят, профиль Сталина. Исчез, понятно, еще до протечки.
И переходим на Киевскую-кольцевую. Это последний кусочек кольцевой линии — его открыли в марте 1954 года.
Нет, по ранним проектам такого буйства декора не предполагалось.
Но приказ был дан иной — отразить тему дружбы русского и украинского народов, да еще и прихватить стилистику старинной архитектуры. Работу поручили архитекторам с Украины во главе с Евгением Катониным.
Начинается, понятно, с Богдана Хмельницкого.
Петр под Полтавой.
Почему-то «Пушкин на Украине».
Ленин провозглашал советскую власть не на Украине, но неважно.
Эта фреска очень развлекает современных зрителей: понятно, что у бойца внизу слева всего лишь полевой телефонный аппарат, но уж очень выглядит ноутбуком.
Далее — прочие исторические события вперемешку со сценами труда.
Всего на мозаиках этой станции насчитывалось аж семь изображений Сталина. Их, понятно, убрали, как и в торце, где теперь — Ленин в окружении лепного орнамента.
И последняя станция самого позднего отрезка кольцевой линии: Краснопресненская. Тематика задана уже скульптурой у наземного павильона.
Внутри — рельефы на тему революций 1905 и 1917 года.
В торце зала была установлена монументальная скульптурная группа — Ленин и Сталин.
Скульптуру убрали, теперь там и вовсе переход.
Таков был период самого пышного декора в московском метрополитене. К чему наше внимание привлекла отличная выставка в Музее архитектуры. Которую еще можно будет посмотреть до середины июля.
Комментарии