Опалённые войной. Конец «сталинского ампира» и начало «сурового стиля»

Опубликовано: 04 февраля 2016 в 12:52 Распечатать Сохранить в PDF

Концом эпохи «сталинского ампира» считают Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Стиля, соединившего монументальное и декоративное искусство в СССР, барокко с ампиром Наполеона, поздний классицизма с ар-деко. Бывшего по сути своей, эклектичным. Пример тому — декор станции метро «Фрунзенская», который может вот-вот исчезнуть.
«Опалённые войной» — живописный цикл Гелия Коржева (1925−2012), советского и российского живописца, представителя «сурового стиля». «Суровый стиль», как направление соцреализма, возник в живописи в конце 1950-х. Так обозначил критик А. Каменский работы художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников. Искусство «сурового стиля» в СССР возникло сразу после оттепели 1953−1957 гг. Но не той, Хрущевской, а оттепели, связанной с правлением «доброго барина» Маленкова. И это искусство стало антиподом искусству «культурной революции» Никиты Сергеевича Хрущева.
Герой «сурового стиля» — ЧЕЛОВЕК. Если пойти дальше, можно найти параллель с библейским Адамом. А что — на другом полюсе? Позднее искусство сталинского реализма было изображением «конца», или ТРИУМФА, завершения истории.
«Суровый стиль» иллюстрирует «НАЧАЛО». Его герой — «человек на голой земле» (как в прямом, так и в смысле отсутствия формы и образа). Конечно, Коржев продолжает реформаторство Ф. Ходлера. Усталость героя — свидетельство того, что мир он строит своими мозолистыми руками. Протест героя — выражается не в действии, а в состоянии предельной собранности и готовности к действию. Такими предстают перед нами персонажи полотна Гелия Коржева «Заложники. Живой заслон» («Заложники войны»)" (2001).
Прежде всего, фон. Почему на полотне нет образа РККА? Мы видим разрозненные группы людей, застывших в ожидании действия. И лишь потом — замечаем замаскированные фигуры солдат вермахта, ведущих наблюдение. Их внимание сконцентрировано на зрителе, смотрящем на полотно. Это очень символично. Автор показывает разобщенность персонажей, облик которых при внимательном рассмотрении трансформируется. Детские фигуры у нас на глазах приобретают взрослые черты.
Основан ли сюжет картины на реальных событиях?
Рассказывает В. Ф.Колесникова: «К тому времени в деревне остались только дети и старики, даже женщин было не видно. Дедушка вырыл окоп за огородом, рядом с баней… Потом неожиданно все стихло. Спустя какое-то время вблизи окопа послышалась чужая речь. Все замерли, а двухлетний Вася заплакал. Наверху замолчали, а после стали окликать. Взрослые вылезли из окопа и стали что-то объяснять непрошеным гостям. Потом тетя крикнула, чтобы мы выходили. Мы ревели уже вшестером и не двигались с места. Тете пришлось спуститься и по одному выводить нас из окопа. Когда подошла моя очередь, то первое, что я увидела, был нацеленный на меня автомат и фигура огромного человека в каске. Он мне показался таким же великаном, каких сейчас изображают в современных телевизионных «ужастиках». Дулом автомата немец указывал, куда нам встать, и, выстроив в линейку, продолжал грозить оружием. Бабушка с дедушкой стояли перед ним на коленях и умоляли пощадить детей, пусть лучше убьют их. Автоматчик потешался над ними, а двое других солдат хрустели сухарями, макая их в чугунок с топленым салом, которое бабушка берегла для нас. 19 декабря немцы выгнали жителей из домов и начали гонять по лесам от одной деревни к другой в качестве живого заслона перед наступающими частями Красной Армии».
Старые раны, 1967 г.
Следы войны, 1967 г.
Прощание, 1967 г.
Мать
Источник: За блокадным кольцом: воспоминания /Автор-составитель И. А. Иванова. — СПб.: ИПК «Вести», 2007, с. 38−39, www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=124

Комментарии 23

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Речка Лесная 05.02.2016 | 13:3713:37

ФФ, нравится мне один эпизод из фильма Васи Шукшина "Странные люди"
http://www.youtube.com/watch?v=b_GOprr585Y

модерну привет!))


Филип Филипыч 05.02.2016 | 15:5715:57

Лебедев был гениальным лицедеем. В этом эпизоде «странному» человеку за его талант платят (наливают). А контент не имеет значения. «Странные люди» - это дилетанты. Интереснее другой эпизод.

- Николай Егорыч дома?
- Дома. Режет эти свои там…
- Вы бы не сбивали его с толку… Парню 30 годов скоро… Лучше бы крышу починил…
- Служенье муз не терпит суеты…
- Молодец. Режь… Пиши…

Речка Лесная 05.02.2016 | 17:4117:41

да. про "режет"- само собой. особенно концовка. Но тема-то военная у Вас в посте.
Хочу вернуться к эпизоду с Бронькой. Он ведь не врал. по сути.Он визионер. Он это "видел" и "делал" это. Здесь тонкий момент- автор не смеется над ним. Он им восхищается.

Александр Ткаченко 04.02.2016 | 22:5522:55

Добрый вечер, Дмитрий.

Пара вопросов. Каким боком здесь Ходлер? Если Лесоруб, то внимательно присмотритесь к театральному замаху сего парня с мощным топором. И на что он замахнулся? На деревцо 3-5 лет. Эка невидаль. Иву в Костроме этому парню за месяц не срубить, выдохся бы на пятом взмахе, потому, что работа лесоруба — не танцы, как её представлял себе Ходлер.
Да, собственно, второго вопроса и не будет, поскольку от Вашего Ходлера дух перехватило — Вы ни слова не сказали о Викторе Попкове.
Дмитрий, вникайте в тему, прошу Вас!

Филип Филипыч 04.02.2016 | 23:2423:24

Александр, собственно текст был посвящен одному художнику. К известным представителям «сурового стиля» относят, как минимум, девять мастеров. О Викторе Попкове можно написать отдельный большой текст. Кстати, сейчас проходит выставка ТАИР САЛАХОВ. СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ (22 января — 20 марта).

Теперь о предшественниках стиля. Понятно, что это мексиканские монументалисты. Понятно, что это Дейнека и Ходлер. При этом никто не говорит, что работа Ходлера «Дровосек», которую Вы, по-видимому, имеете в виду – закончена. Или является образцом… Не образцом, а моделью, источником идей…

Филип Филипыч 04.02.2016 | 23:2523:25

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.
Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть,
Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог,
Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить,
Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.
Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

Виктор Попков "О себе"

Александр Ткаченко 04.02.2016 | 23:4223:42

Хоть лесоруб хоть дровосек.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/995/24995158_Ferdinand_Hodler_Lesorub_190810_goduy_szh.JPG

Дмитрий, понятно, что одному художнику. Так и зачем же одного, и Какого, равнять с Ходлером. Нет, конечно, Вы можете привести слова Гелия Коржева, что так и эдак, и пр.
Ннт, не так, Вы посмотрели лесорубадровосека? Нашли там истоки Коржевские?

Филип Филипыч 05.02.2016 | 00:2200:22

Согласен Александр, в этом Вы правы.
Придется идти на выставку Салахова. Потом отчитаюсь…

Александр Ткаченко 05.02.2016 | 08:3408:34

Потом отчитаюсь
------------
С Оччень большими пикселями, Дмитрий)))

Аркадий Куратёв 04.02.2016 | 19:4119:41

ФФ, припоминаю тот материал. Правда, там у вас плавного перехода от сталинского "ампира" к хрущевскому "ренессансу" по-моему не было. Но есть - и слава богу. Сразу вспомнил свои прогулки с друзьями в районе Военно-инженерной академии - этот уголок особенно располагал к такого типа разговорам. Давно это было - ещё в прошлом веке!
Что до Г. Коржева, то глядя на его работы отчего-то вспомнил о Борисе Пророкове... В его блокадных рисунках присутствует реззь и эмоциональность.

Филип Филипыч 04.02.2016 | 23:2923:29

Аркадий, говоря о «суровом стиле», нельзя обойти тему этики. Другая тема - ПАЦИФИЗМ. Давайте-ка постараемся выстроить поэтический ряд. Ион Деген – последний поэт фронтового поколения. Бывший танкист и практикующий врач. В 44-м ему было 19 лет.

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони, ты не маленький
Ты не ранен ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки,
Нам еще наступать предстоит.

Аркадий Куратёв 05.02.2016 | 07:0907:09

Мне встречались эти стихи - в толстых журналах сейчас, время от времени дают подборки поэтов, не имевших своей "трибуны", но оставивших след в стихосложении. Поэтический ряд? В переписке Виктора Конецкого есть рекомендация от кого-то из видных литераторов тех времен: " Стихи не пиши - их не читают". Тут надо либо тематика, либо отдельное имя - как мы писали здесь о скульпторах или художниках. Этика - слишком широкий охват. Хотя - может и своевременный.