Спецслужба императора Севера
Римский диктатор Луций Корнелий Сулла издал так называемый закон Корнелия, устанавливающий ответственность за подделку документов, например, подлог завещаний, а также за изготовление фальшивых монет. Текст закона не сохранился, но в сочинениях других авторов он упоминается неоднократно, в частности в Дигестах императора Юстиниана. Хотя в самом законе это прямо не упоминается, из текста явно следует, что для расследования преступлений необходимы специальные знания в области чеканки монет, материалов документов и материалов письма:
«Те, кто внесёт искажения в счета, или в вощеные таблички, или в любой другой незапечатанный документ либо украдёт документ, караются по тем же основаниям, что и совершившие подлог».
«К наказанию по Корнелиеву закону присуждается тот, кто украдёт, утаит, отнимет, уничтожит, подчистит, подменит или вскроет завещание».
«Корнелиевым законом установлено, что тот, кто внесёт в золото какую-либо порчу или отчеканит фальшивые серебряные монеты, отвечает по обвинению в подлоге».
Наказания за подделку монет были суровы, под стать самому бессрочному диктатору: «Всех, кто обрежет золотые монеты, перекрасит либо подделает, если это свободные люди, должны бросить к зверям, если же рабы — подвергнуть смертной казни».
Ещё дальше в борьбе с фальшивомонетчикам пошёл римский император Александр Север. Он учредил специальную службу, выявлявшую подделки. Это была уже серьёзная, полноценная экспертиза денежных средств, в процессе которой устанавливалось количество примесей в золоте. Испытуемый металл нагревали с веществами, которые при сплавлении с золотом давали шлак. Золото к такому шлаку не прилипало и после охлаждения оставалось в виде блестящего жёлтого сплава. Зная первоначальную массу испытуемой пробы и массу сплава, устанавливали количество примесей.
Квинтилиан и кровавые отпечатки
Установление убийцы по отпечаткам рук — классический детективный сюжет и обыденная реальность расследований. Впервые такой случай описан римским оратором и педагогом Марком Фабием Квинтилианом. Прецедент получил название Paries Palmatus — «стена с кровавыми отпечатками рук». Одного человека нашли утром мёртвым с пронзённой мечом грудью. Меч принадлежал его слепому сыну. На стене, ведущей в спальню сына, были обнаружены кровавые отпечатки ладоней. Квинтилиан выступил адвокатом слепого юноши.
По мнению Квинтилиана, убийство совершила мачеха, поскольку в противном случае всё наследство отошло бы пасынку, а ей не досталось бы ничего. Квинтилиан усомнился, что слепой человек мог самостоятельно преодолеть расстояние до спальни отца из другого конца дома. Кроме того, была нанесена одна точная рана — это также ставило под сомнение официальную версию. Наконец, Квинтилиан небезосновательно полагал, что идущий слепец не отрывал рук от стены, так что кровавый отпечаток был бы сплошной, тогда как на стене виднелись отдельные опечатки ладоней. Невиновность юноши была доказана.
Следствие ведёт Тиберий
Следующая история, описанная древнеримским историком Публием Корнелием Тацитом, свидетельствует о том, что император Тиберий был не только опытным политиком, но и наблюдательным следователем.
Видный политик Плавтий Сильван по невыясненным причинам выбросил из окна свою жену Апронию и был доставлен к императору тестем Луцием Апронием. Плавтий клятвенно уверял, что крепко спал, ничего не видел и не слышал, а жена покончила с собой.
Проницательный император вознамерился лично посетить дом Плавтия, а тот настолько опешил от неожиданности, что не удосужился привести помещения в порядок. Тиберий не ошибся в своих подозрениях: в спальне обнаружились следы борьбы и волочения по полу. Тацитом не указано, как именно выглядели следы, но, вероятно, это были элементы порванной одежды, разбросанные вещи; возможно, пряди волос. Так Тиберий установил, что смерть Апронии была насильственной.
Смерть в Сенате
Возможно, самое громкое дело за всю историю Древнего Рима — убийство Цезаря. И тут не обошлось без специальных знаний: они потребовались для осмотра тела императора. К делу привлекли авторитетного врача Антистия, оставившего достаточно подробный отчёт об осмотре. Интересно, что это был отчёт именно об осмотре, а не об аутопсии (вскрытии), поскольку в Древнем Риме (как и во многих других государствах Древности) вскрытие человеческого тела считалось надругательством и сурово каралось.
Антистий обнаружил на теле Цезаря 23 раны. Точно установить причину смерти без вскрытия невозможно, однако в отчёте врач указал, что смертельной стала именно вторая рана. Каким образом это удалось установить, история умалчивает. Однако отчёт Антистия — одно из полноценных судебно-медицинских исследований Античности.