Политика «исправления нравов» стала одной из самых провальных кампаний императора Августа. Он задумал вернуть римскому народу утраченные духовные скрепы. Занялся укреплением института семьи, восстановлением храмов, патриотическим воспитанием. Стимулировал повышение рождаемости и принял серию законов, карающих за нарушение моральных порядков. Но победить упадок нравов так и не удалось. Почему?
Чтобы сделать Рим сильным вновь
Когда нация утрачивает ценностные ориентиры, то даже при отсутствии внешней угрозы в стране начинаются процессы дестабилизации — такое представление об упадке нравов как ключевой первопричине всех бед было широко распространено в Риме в 1-м веке до н. э.
К началу правления Августа в империи процветали коррупция, стяжательство, проституция и пьянство. Носителем пороков являлась, как правило, столичная знать.
Представители высших сословий соревновались в богатстве, почестях и гламуре, золотая молодёжь — в разнузданности вечеринок и оргий. Количество разводов росло, рождаемость падала, социальное расслоение увеличивалось.
Для возвращения к «истинным римским ценностям» Октавиан Август решил изменить законодательство. Он был уверен, что с помощью хороших законов можно будет успешно заниматься возрождением духовности и бороться с роскошью. А укрепление института семьи позволит вернуть в общество уважение к таким понятиям, как любовь и верность.
«Традиционная» семья
Большая часть «нравственных» законов касалась брачно-семейных отношений. Например, Lex lulia de maritandis ordinibus обязывал граждан высших сословий состоять в браке — всех мужчин до 60 лет и женщин до 50 лет. Отступников ждали наказания: от запрета присутствовать на публичных мероприятиях до ограничения в правах на наследство — вплоть до полной его конфискации в казну.
Император регламентировал (под угрозой смерти) даже интимную жизнь граждан! Lex lulia de adulteriis coercendis запрещал прелюбодеяния. Отцу разрешалось убить в своём доме любовника дочери, при условии что погубит и её тоже. Муж также мог убить любовника жены без суда (если тот не был свободнорождённым). Если же мужчина, узнавший о неверности жены или дочери, не принимал никаких мер к преступнице, ему самому грозил суд за сводничество.
Lex sumptuaria — закон по борьбе с роскошью — ограничивал расходы на пиры, свадьбы, похороны и украшения. Специальным «подзаконным актом» женщинам запрещалось носить одежду из дорогих тканей.
Возрождение духовности и массовое строительство храмов стало ещё одним важным направлением государственной пропаганды. В «Деяниях божественного Августа» император сообщает, что только за период шестого консульства (28 год до н. э.) восстановил 82 храма.
Развратен, азартен, пристрастен к вазам
«Новыми законами, введёнными по моей инициативе, многие примеры древних, забытых уже нашим веком, я вернул», — говорил Август.
Император одевался и обедал скромно, посещал храмы. Жену Ливию и дочь Юлию заставлял садиться за ткацкий станок, чтобы по заветам предков носить одежду, сделанную их руками. Таким императора видела публика.
На самом деле Октавиан Август не чурался ни роскоши, ни удовольствий. Особенно плотских.
О несчётном количестве его любовниц ходили легенды. По словам древнеримского писателя и историка Светония, император «жил с чужими жёнами, что не отрицают даже его друзья». Во время голода в Риме Август устраивал обильные пиры, гости на которых возлежали за столами, изображая богов, что считалось кощунством.
Император был азартен в игре в кости и жаден до роскоши, его страстью были вазы. «Уверяли, что он занёс некоторых людей в списки жертв, чтобы получить их коринфские вазы», — писал Светоний.
Семья императора отнюдь не была образцом чистоты. Супруга Ливия, по рассказам, сама поставляла Августу свежих любовниц. А дочь Юлия появлялась везде с целой свитой любовников и закатывала оргии, о которых потом судачил весь город.
Подобная политика двойных стандартов приводила к тому, что программа по исправлению нравов буксовала, да ещё и приносила обратный результат: например, стали популярными фиктивные браки.
Прелюбодеяние как повод для расправы
В 9 году в дополнение к первой серии нравственных законов (их называли Юлиевыми) был принят Lex Papia Poppaea — закон сенаторов Папия и Поппея, сподвижников Августа. Он смягчал предыдущее брачное законодательство и вводил льготы для многодетных родителей (например, отец троих и более детей имел преимущество при назначении на государственную должность).
Также Lex Papia Poppaea вводил штрафы за нарушение семейного кодекса и вознаграждение за доносы на тех, кто уклонялся от исполнения супружеского долга. Доносить на хозяев разрешалось даже домашним рабам.
Но и эти меры не достигли цели. Как позднее констатировал знаменитый историк Тацит: «Супружества не стали чаще, и детей не рождалось больше».
Зато обвинения в неисполнении супружеских обязанностей превратились в удобный инструмент политической расправы. При помощи подобных процессов устранялись неугодные противники режима. По мнению ряда исследователей, в результате применения «законов о восстановлении нравов» в первой четверти 1-го века были практически уничтожены целые семейства старинной римской знати — Клавдии, Сципионы и Семпронии Гракхи.