Когда продавшийся нацистам археолог Уолтер Донован принял за Грааль роскошный золотой кубок и, выпив из него воды, рассыпался в прах, Генри Джонс — младший понял, что священным сосудом, в который собрали кровь Спасителя, может быть только самая простая деревянная чаша. И не ошибся…
Вообще, прекрасный фильм Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход» предоставляет нам немало разумных сведений о Граале и его поисках. Принимая версию основателя легенды, французского трувера 12-го века Кретьена де Труа, что это та самая чаша, орошённая кровью Христа и сохранённая Иосифом Аримафейским, Спилберг назначает тому, кто ищет животворный сосуд, ряд испытаний, не совсем таких, как в средневековых романах, но вполне достойных «Сказания о Граале». Самое главное, пройти их может только человек чистый душой, смиренный и полный веры, а в фильме ещё и знающий, как пишется «Иегова» — имя Бога.
Грааль в «Последнем крестовом походе» охраняют тамплиеры. Они бессмертны, пока не найдётся кто-то, достойный их сменить. Это тоже придумано не на пустом месте. Позднесредневековые продолжения сказаний о священной чаше поручают эту миссию именно рыцарям Храма. Разгром ордена, полный тайн и нелепых обвинений процесс, длившийся с 1307 по 1314 год, породил невероятное количество легенд, светлых и тёмных. Тамплиеры становились ответственными за всё на свете: за пропавшие реликвии и внезапное падение монархий, за мрачные ритуалы и таинственные исчезновения. В Новом времени на фольклорную смену им придут иезуиты и масоны.
Кроме рыцарей, Грааль у Спилберга оберегает на дальних подступах некое сообщество воинов, свято хранящих традицию верности чаше, не настолько чистых, чтобы обладать ею, но достаточно, чтобы бестрепетно отдать за неё жизнь. Это отсылает нас и к служителям замка Монсальват, куда поэты и сказители помещают Грааль, и к катарам, чьё учение создало уникальную цивилизацию в юго-западной Франции. По одной из легенд, именно они скрывали священную чашу в своей твердыне на горе Монсегюр.
Грааль не всегда представляют себе в виде чаши. Немецкий поэт 13-го века Вольфрам фон Эшенбах считал его сияющим камнем. Может быть, это и смутило подлого Донована и заставило его взять золотой с самоцветами кубок. Тем хуже для него и его германских покровителей! Так вот, о нацистах. В двух фильмах об Индиане Джонсе Спилберг посылает их на поиски святынь, способных дать им неодолимое могущество. Это правда. В мистическом экстазе Гитлер и его идеологи действительно мечтали обрести и «копьё судьбы», которым римский воин Лонгин пронзил распятого Спасителя, и легендарный сломанный меч, так почему бы им не стремиться овладеть ковчегом Завета и Граалем. Любопытно, что перед самым финалом и первого, и третьего фильмов они добиваются своего и губит их не отважный профессор Джонс, а собственные гордыня, алчность и, скажем так, элементарное неумение разгадывать древние тексты.
А с кем же можно сравнить тогда самого археолога Генри Джонса по прозвищу Индиана? С рыцарем Круглого стола Персевалем (он же Парсифаль и Парцифаль), который почти обрёл священную чашу, но в последний момент совершил ошибку и упустил Грааль. Наверное. Помните строгий взгляд отца, которым тот останавливает его и не даёт спасти из тектонической трещины в полу ни кубок, ни красивую, алчную нацистскую археологиню? А может, он Галахад, единственный рыцарь, которому Грааль даётся в руки? Но тогда бы Индиану взяли на небо.
Где же сейчас святой Грааль? Если отбросить спекуляции Дэна Брауна о том, что это не чаша, а некая женщина, или претензии туринцев, считающих, что он спрятан где-то в их городе, так и не ставшем столицей Италии, можно довериться лукавому и просвещённому Умберто Эко, который в романе «Баудолино» замуровал святой Грааль над воротами Алессандрии, родного города писателя. Скажу честно, я искал. Не нашёл. Наверное, не хватило душевной чистоты.