Начало противостояния
Вторая половина 20-го века — эпоха локальных конфликтов, на полях которых сталкивались интересы двух сверхдержав. В 1970-е вслед за Юго-Восточной Азией полыхнула и Африка. В 1974 году португальский режим, построенный Салазаром, пал, и в ряде колоний Португалии победили народно-освободительные движения.
В Анголе сложилось несколько антиколониальных организаций: Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА). Лидеры этих ячеек — Агостиньо Нето, Холден Роберто и Жонас Савимби имели разные взгляды на освободительную борьбу и политическую судьбу независимой Анголы.
Активные действия представителей различных ангольских организаций стали возможны с началом «Революции гвоздик» в метрополии. Борцы за свободу в Африке стали наращивать силы и вооружения: отход португальцев был уже очевиден всем, и для продвижения своих идей требовались весомые аргументы. ФНЛА и УНИТА принимали материальную и военную помощь от США, Китая и ЮАР. МПЛА в соответствии со своей прокоммунистической ориентацией обратилось к Москве и Гаване.
25 марта 1975 года регулярная армия Заира вторглась в Анголу и помогла Холдену Роберто взять под контроль город Кармоне, где было сформировано новое правительство. 5 августа армия ЮАР перешла через границу Анголы якобы для защиты плотин из состава гидроэнергетического комплекса Руакана-Калуэка. Кольцо вокруг столицы, где преимущественно были сторонники МПЛА сжималось.
4 ноября 1975 года кубинское правительство ответило на просьбу Агостиньо Нето о помощи. Затем последовало и признание СССР. Напряжение между сторонами неминуемо нарастало. Кубинцы немедленно послали в Луанду 480 военных специалистов, которым было предписано организовать центры военной подготовки и создать 16 пехотных батальонов, а также 25 миномётных и зенитных батарей. Были также отправлены бригады врачей, 115 грузовиков и различные средства связи.
Гавана — Луанда
Дружба кубинских революционеров с руководителями МПЛА началась ещё в 1965 году, когда Че Гевара принял участие в партизанской войне в Конго. Через год Агостиньо Нето встретился с Фиделем Кастро на острове Свободы.
В мае 1975 года, когда португальцы паковали чемоданы, а обстановка в Анголе накалялась, кубинский команданте Флавио Браво провёл встречу в Браззавиле с Агостиньо Нето, Лидер МПЛА попросил помощи в поставках оружия. Ровно через три месяца команданте Рауль Диас Аргуэльес прибыл в Луанду, где на переговорах были обозначены все условия кубинской помощи братской организации. Судьбы Кубы и африканского континента оказались связаны на почве избавления от пережитков рабства.
В декабре 1975 года ВВС Кубы направили ряд своих самолётов в Луанду. Изначально на ангольской земле приземлились 9 МиГ-17Ф и 1 МиГ-15УТИ, но позднее подоспела и кубинская эскадрилья МиГ-21.
Операция «Карлота»
Активное внедрение кубинских военных в конфликт в Анголе положительно оценивалось советским руководством. Из СССР в африканскую республику пошла военная техника, которую умело использовали как советские специалисты, так и их кубинские коллеги. Танки Т-34, Т-54, ПТ-76, боевые машины БМП-1, БТР-60, а также расчёты зенитно-ракетных комплексов С-75 и С-125. Ангольская операция кубинцев получила название «Карлота» в честь рабыни, которая подняла восстание рабов на Кубе в 1843 году. Сначала в Анголу попало около 650 бойцов спецподразделений кубинских вооруженных сил. К 1976 году численность кубинских войск в стране насчитывала более 36 тыс. человек.
Ещё в октябре-ноябре 1975 года разразилось крупное сражение при Кифангондо, где силы МПЛА и кубинская армия держали оборону против наступающих подразделений ФНЛА, ЮАР и Заира. Благодаря миномётным батареям и ракетно-залповым системам огня БМ-21 «Град» защитники смогли выстоять. В столкновении участвовало около 5 тыс. человек с двух сторон. Победа под Кифангондо вселила уверенность в ряды МПЛА и кубинских частей.
В отличие от Советского Союза, направлявшего в Анголу военных советников, переводчиков и специалистов по эксплуатации военной техники, Куба отправляла на африканский континент целые боевые подразделения.
В 1981 году наёмники и войска ЮАР вторглись на территорию Анголы. Кубинцы вместе с МПЛА по-прежнему держали оборону. На исходе 1980-х кубинские войска приняли участие в масштабном сражении при Кунто-Куанавале. В 1987—1988 гг. там шли затяжные бои, в которых ангольско-кубинские войска бились с армией ЮАР и подразделениями УНИТА. Вооруженные силы Анголы хотели решающим ударом завершить гражданскую войну. Но развернувшиеся кровопролитные бои не принесли победы ни одной из сторон.
Настоящая мясорубка при Кунто-Куанавале заставила стороны сесть за стол переговоров. МПЛА отказались от контроля южных территорий, которые были закреплены за УНИТА. Но и повстанцы с войсками ЮАР покинули Кунто-Куанавале. Мирный процесс вывел ЮАР из войны, а сам Фидель Кастро настоял на предоставлении независимости Намибии — сателлита южноафриканского государства.
Присутствие кубинских вооружённых сил в Анголе продолжалось до 1991 года. По некоторым данным, общее число кубинских военных, принявших участие в конфликте, составило около 500 тыс. человек.