Восстание декабристов — уникальное событие в истории России. Дворяне-офицеры гвардии предприняли попытку государственного переворота, причём они декларировали необходимость отмены крепостного права и свержения самодержавия. О том, какими на самом деле были мотивы декабристов и что стало причиной их провала, поспорили эксперты: Оксана Киянская, доктор исторических наук, профессор РГГУ, и Александр Закатов, директор Канцелярии Российского Императорского Дома, кандидат исторических наук, доцент.
Кем были декабристы?
Оксана Киянская: Те, кто создавал движение, — это молодые русские дворяне, прошедшие войну. Можно сказать, ветераны войны с Наполеоном. Когда они с победой вернулись в Россию, то увидели, что являются винтиками в государственной машине. Между тем они привыкли к тому, что от их личного мужества, от их личных качеств зависел исход важнейших битв, важнейших кампаний. Они привыкли смотреть на себя как на действующих лиц истории. Смириться с положением винтика они не смогли и захотели поменять уклад в России.
Александр Закатов: Декабристы принадлежали к дворянству, элите России того времени, но хотели достичь каких-то результатов для себя не на путях честной государственной службы, а захватить власть экстремистским путём. Поэтому они представляли, на мой взгляд, худшую часть аристократии того времени.
Какие цели преследовали декабристы?
Оксана Киянская: Они хотели революции, изменения формации. При том, что у них, конечно, на разных этапах были разные лозунги, разные лидеры декабристов по-разному видели будущее, но у них было общее положение во всех их программах и на всём протяжении их деятельности. Это требование равенства. Причём юридического равенства, равенства всех перед законом. В основе этого требования лежал личный интерес. Они хотели быть политиками, хотели для себя равных прав. Таких же, какие были, скажем, у тех, кто выше их по сословной, по структурной принадлежности. Широким образом понятое равенство привело их к тому, что они были сторонниками отмены крепостного права. Это был общий пункт, который существовал на протяжении всех лет движения декабристов. Причём дело было не в том, что они сочувствовали крепостным крестьянам. Некоторые из них имели такую возможность, но никто не отпустил своих крестьян. Им было важно не улучшить состояние несчастных крестьян, а важна была именно идея всеобщего равенства возможностей.
Александр Закатов: Идеология декабристов сочетала в себе довольно сумбурный набор различных идей, существовавших тогда в Европе и в России. Но если проанализировать комплекс их идей, становится понятно, что главным для них всё-таки было стремление захватить власть. Красивые лозунги являлись только прикрытием, потому что как только мы видим их конкретные политические программы, мы обнаруживаем, что все эти красивые лозунги уходят на задний план. Кроме того, все они были помещиками, у всех были крепостные крестьяне, и главный лозунг — отмена крепостного права — мог быть ими реализован совершенно мирным путём, если бы они освободили своих собственных крестьян, воспользовавшись указом о вольных хлебопашцах императора Александра I. Этим бы они подали пример остальным, были бы живым укором для всех остальных крепостников, которые продолжали эксплуатировать крестьян. Они однако этого не сделали, ни один из них не освободил крестьян. Это показывает неискренность их красивых лозунгов.
Что могло случиться в случае победы декабристов?
Оксана Киянская: Во-первых, скорее всего, после победы установилась бы диктатура, как хотел Павел Иванович Пестель. Была бы попытка провести жёсткие реформы: отмена крепостного права, ликвидация самодержавия, введение всеобщего равенства. Конечно, эта попытка вызвала бы сопротивление, потому что далеко не все готовы были бы принять новый образ правления. Была бы возможна интервенция европейских держав, связанных с русским царем, скажем, тем же Священным союзом и обязательствами помогать в случае начала революций. Была бы, конечно, война, была бы кровь. Но мне кажется, что через какое-то время реформы серьёзно повлияли бы на быт, на уклад в России, это очевидно. Произошли бы серьёзные перемены.
Александр Закатов: На мой взгляд, в тот момент их победа была исключена. Конечно, если бы они не действовали столь бездарно политически, то могли бы, может быть, на какое-то время захватить власть в стране, если бы, например, им удалось, как они собирались, убить императора Николая I и других членов императорского дома, деморализовав, конечно, этим самым остальную часть государственного аппарата. Но они бы не удержались у власти — Россия была ввергнута в гражданскую войну и кровавый хаос.
Как современники оценивали декабристов?
Оксана Киянская: Современники оценивали по-разному. Идеи равенства были не только у декабристов. Очень многие молодые люди той эпохи думали так же. Для очень многих поражение декабристов было личной трагедией. Кроме того, у большинства главных деятелей тайных обществ остались родственники, остались друзья, многие из них были в высшем свете Петербурга. Дворянство средней руки находилось скорее в недоумении — они не понимали, кто это, что это, почему кто-то вдруг решил посягнуть на жизнь государя-императора. Что касается простого народа, то простой народ был рад тому, что «начали бар вешать и ссылать на каторгу».
Александр Закатов: По-разному, конечно, воспринимали. Сложился некий положительный миф о декабристах как о борцах за светлое будущее, за свободу. Конечно, в этом сыграли роль и выдающиеся деятели того времени, в том числе Александр Сергеевич Пушкин, который уже не разделял их политических взглядов, но симпатизировал многим из них как своим друзьям. Для интеллигенции они были неким жертвенным образцом, хотя это далеко не всегда соответствует истине и правде. Но сложился такой образ. Действительно, в 19-м веке, в начале 20-го века декабристы воспринимались как пострадавшие, которых, по крайней мере, жалели. Но в то же время надо помнить очень красивые и очень точные слова Тютчева, который тоже не был большим поклонником императора Николая I и тоже разделял многие представления и предрассудки интеллигенции своего времени. Как раз о декабристах он написал: «Народ, чуждаясь вероломства, поносит ваши имена — и ваша память для потомства, как труп в земле, схоронена». Эти слова, наверное, точно отражают истинное отношение, которое должно было быть к этим людям.