Любимый отпрыск Екатерины Медичи родился в 1551 году. Как и его братья и сёстры, ребёнок рос болезненным: сказывалась дурная наследственность. Фоном его взросления была смерть отца Генриха II на турнире, появление при дворе Марии Стюарт (супруги старшего брата короля Франциска II) и возвышение родственников шотландки — ярых католиков Гизов, пытавшихся навязать свою волю всей Франции.
Соперничество католиков и гугенотов
После внезапной смерти Франциска II шансы Генриха стать королём значительно возросли: трон занял его брат Карл IX, в случае кончины которого власть перешла бы к Генриху. Регентом при малолетнем Карле была Екатерина Медичи. Стараясь закрепить трон за династией Валуа, королева-мать лавировала между фанатичными католиками и набирающими влияние протестантами. Во внешней политике Франции приходилось бороться с мощной католической Испанией и богатой протестантской Англией, которые не упускали случая вмешаться во внутренние дела королевства.
Генрих вырос изнеженным и утончённым. Мать потворствовала обожаемому сыну во всём. Круг общения принца — жеманные юноши с тягой к артистизму — провоцировал слухи о гомосексуальности принца.
В 1568 году Генрих возглавил армию, которая должна была остановить войну двух религиозно-политических блоков: католиков и протестантов. Формально королевский двор поддерживал католиков, на деле же был заинтересован в ослаблении обеих партий. 18-летний Генрих (на тот момент герцог Анжуйский) во главе армии одержал победу над гугенотами в битве при Монконтуре, снискав симпатию католических дворов.
Тем временем матримониальные планы Екатерины Медичи привели к началу переговоров о браке лидера гугенотов Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа — любимой сестрой Карла IX и Генриха Анжуйского, к которой оба испытывали далёкие от сугубо братских чувства. В своих мемуарах Маргарита намекает, что имела связь с тремя своими братьями, включая Генриха, которого, по её же словам, больше тянуло к мужчинам.
Король Карл IX, не обращая внимания на советы матери, вступил в союз с лидером гугенотов адмиралом Колиньи, пообещав тому начать войну с Испанией через четыре дня после свадьбы Генриха и Маргариты. Екатерина Медичи поняла, что медлить с расправой над гугенотами нельзя. Королева-мать сговорилась с Гизами, вместе они возглавили партию католиков и разгневанных соседством с гугенотами парижан. Медичи опасалась, что неучастие королевского дома в бойне возведёт популярных Гизов на трон. Герцог Анжуйский послал убийцу покончить с адмиралом Колиньи, но наёмник лишь ранил лидера протестантов. Через два дня, во время Варфоломеевской ночи, всесильный адмирал был убит, а короля Наварры пленили в Лувре.
Хенрик Валеза — король Польши поневоле
После смерти последнего Ягеллона на троне Речи Посполитой, шляхта искала себе нового короля. Претендентами были: представитель династии Габсбургов, Иван Грозный, король Швеции, семиградский воевода Стефан Баторий и герцог Анжуйский. Кандидатура последнего показалась Кракову наиболее подходящей. После согласия со всеми пунктами договора и условиями вступления на трон в мае 1573 года поляки избрали французского принца королём Речи Посполитой, а в сентябре в Соборе Парижской Богоматери об этом было объявлено официально. Окружив владения Габсбургов, королева-мать рассчитывала пойти на сближение с Англией путём брака Елизаветы I и её младшего сына герцога Алансонского. Такой альянс смог бы обезопасить Францию от мощи Испании и, в конечном счёте, уничтожить опасного пиренейского соседа. Более того, её любимый сын стал бы наконец-то королём!
Сам новоиспечённый монарх своему избранию не обрадовался. Польша казалась парижскому двору холодной, необразованной и дикой страной. К тому же роль короля там была сильно ограничена.
18 февраля 1574 года Генрих Валуа был коронован. Отношения с дворянством у монарха не сложились, он не понимал обычаев своих подданных; Генрих не говорил по-польски, скучал на заседаниях правительства. Также ему предстояло жениться на сестре покойного короля старой деве принцессе Анне.
Через 120 дней после коронации Генрих получил письмо от матери, в котором она сообщала о смерти Карла IX и просила сына незамедлительно вернуться в Париж, чтобы принять французскую корону. Поляки сделали всё, чтобы задержать Генриха, который, в свою очередь, сделал ещё больше для побега из нелюбимой страны на родину. Тем временем Екатерина Медичи пыталась удержать трон, на который претендовали Гизы и Генрих Наваррский.
Напоив придворных на роскошном пиру, Генрих с немногочисленной свитой ночью бежал из дворца. Оторвавшись от преследования поляков и татар, навестив императора Максимилиана в Вене, насладившись Венецией, Генрих через почти два месяца вернулся в Париж.
После отъезда Генриха Анна Ягеллонка стала королевой. Через год поляки выбрали ей мужа и своего нового монарха — Стефана Батория.
Генрих III — король Франции
В феврале 1575 года Генрих был коронован в Реймсском соборе и через два дня женился на Луизе Лотарингской. Монарх вернулся в разорённую страну, объятую религиозной войной. Его сестра Маргарита вместе с мужем и герцогом Алансонским составили королю оппозицию. Гугеноты набирали силу при дворе параллельно с ультракатоликами Гизами. Династия Валуа находилась в опасности: ни у короля, ни у его младшего брата не было наследников, в то время как любвеобильный Генрих Бурбон был следующим в очереди на французский трон. В феврале 1576 года он бежал из Парижа, чтобы возглавить гугенотов. Не имея средств и сил на ведение войны, Генрих III заключил мир с гугенотами, по условиям которого протестанты получали широкую автономию, а города, полностью заселённые ими, фактически стали независимы от королевской власти. Мирный договор вызвал протест среди ярых католиков и их лидеров Гизов, которые решили отстранить короля от власти любыми способами.
В 1577 году началась очередная религиозная гражданская война. Последовавшие трёхлетние боевые действия и разрушения в конец вымотали как католиков во главе с Гизами, так и гугенотов. Мирный договор подтвердил права кальвинистов, одновременно ожесточив враждующие партии, — каждая теперь создала свою военную машину.
В 1584 году умер младший брат короля Франсуа, бывший герцог Алансонский. Наследником последнего из Валуа стал Генрих Наваррский, отказавшийся при этом переходить в католицизм. В 1585 году Генрих Гиз начал очередную гражданскую войну, щедро спонсированную Испанией и благословлённую Римом.
Война трёх Генрихов: конец династии Валуа
Умеренная и выжидательная политика в кризисное для страны время сделала Генриха III крайне непопулярным у жителей столицы, которые под влиянием католической Лиги и её лидера герцога Гиза вышли на улицы Парижа. Жеманное и артистичное окружение короля также вызывало у горожан ненависть и презрение. Парижане опасались сделки Генриха III с его наследником Генрихом Бурбоном, который приведёт с собой в город гугенотов и сделает Францию протестантской.
Однажды толпа окружила Лувр, в котором сосредоточились королевские войска. Генриху III удалось бежать из города, в то время как Генрих Гиз занял Париж, но от предложенной ему французами короны отказался. Под давлением герцога Екатерина Медичи подписала эдикт, значительно ограничивающий права протестантов, а сам герцог Гиз получил должность коннетабля Франции.
В Блуа Генрих III собрал Генеральные штаты, куда явился и герцог Гиз. Там, в коридоре замка, ведущем в кабинет короля, герцог Гиз был заколот сторонниками короля. Теперь вся католическая Европа ополчилась против Генриха III, который надеялся ликвидацией лидера Лиги прекратить гражданскую войну в своей стране. Королю ничего не оставалось, как пойти на сближение с гугенотами и своим наследником Бурбоном.
После убийства Гиза и его брата кардинала папа римский проклял Генриха III. Оба этих события всколыхнули умы фанатичных католиков. Среди тех, кто воспринял произошедшее крайне остро, был юный монах Жак Клеман. Вознамерившись убить короля-безбожника, он вступил в контакт с Лигой, от которой получил инструкции и помощь.
1 августа 1589 года Клеман попал на аудиенцию к монарху. Углубившийся в чтение бумаг от просителя Генрих III восседал перед своим убийцей. Быстрым движением католик достал нож и вонзил его королю в живот. Генрих испустил крик: «Проклятый монах! Он убил меня!»