9 июля 1982 года королева Елизавета была ошарашена появлением незнакомца, пробравшимся в её покои в Букингемском дворце. Неизвестный мужчина, таинственным образом проскочивший мимо стражи одной из самых охраняемых резиденций государства, уже успел прогуляться по дворцу, полюбоваться произведениями искусства и интерьерами, прежде чем самолично поприветствовать королеву. В четвёртом сезоне сериала «Корона» рассказывается об этом эпизоде, однако режиссёрская версия событий не совсем точна и содержит художественный вымысел. Что на самом деле побудило Майкла Фэгана залезть в опочивальню к Елизавете II? И какое наказание он понёс за столь дерзкий поступок?
[Сборник: Елизавета II]
Майкл Фэган родился в Лондоне (по разным версиям, то ли в 1948-м, то ли в 1950-м). Его отец, тоже Майкл, работал монтажником, был известен как «специалист» по взламыванию сейфов. Майкл-младший, сбежавший из дома в юном возрасте, освоил профессию маляра, чем и зарабатывал на жизнь. В 1972 году он женился на девушке по имени Кристина, которая родила ему четверых детей. Отношения между супругами были нестабильными, как и состояние самого Майкла: известно, что он страдал от психологических расстройств. В июне 1982-го Кристина ушла от мужа, забрав с собой их детей, в результате чего Майкл пережил нечто вроде нервного срыва. Он много пил, болтался по улицам и совершенно не знал, чем себя занять.
В один из таких дней, 7 июня 1982 года, Майкл по пути из паба проходил мимо Букингемского дворца. По велению сиюминутного порыва души он решил попробовать пробраться на территорию королевской резиденции. Чудесным образом мужчина перелез через четырёхметровую стену, окружающую Букингемский дворец, а затем, не встретив никакой охраны, взобрался по водосточной трубе в открытое окно на одном из верхних этажей. Оказавшись внутри, он столкнулся с горничной, которая сразу же обратилась к стражникам, но те решили, что женщине просто привиделся взломщик.
Фэган прогулялся по нескольким комнатам дворца и даже, по его словам, посидел на троне в тронном зале. Позже он сравнил себя с главной героиней сказки про «Трёх медведей», которая также бесцеремонно распоряжалась в чужом доме. По утверждению Майкла, он набрёл на комнату принца Чарльза, где обнаружил недопитую бутылку вина, и прихватил её с собой. Вино, по его мнению, было «дешёвым» на вкус. Фэган, употребивший к тому моменту значительное количество алкоголя, отчаянно захотел в туалет, но, не найдя нужной двери, справил нужду в посудину с надписью «еда для корги». Завершив тур по дворцу, Майкл вышел через одну из дверей, ведущую в сад.
Вскоре после первого проникновения в резиденцию королевы Фэган был арестован за угон автомобиля и провёл три недели в тюрьме, после чего вышел под залог. Спустя месяц он решил повторить трюк и снова пробрался на территорию Букингемского дворца тем же способом, что и в первый раз, только теперь мужчина добрался до самой крыши, где вошёл в помещение через оконце. Прежде чем проникнуть внутрь, Майкл снял ботинки и носки. Какое-то время он бесцельно шатался по дворцу, пока не набрёл на личные покои королевы. Около 7:15 утра Фэган зашёл в спальню к Елизавете. В последующих интервью, коих было множество, он периодически менял историю: точно неизвестно, спала ли на тот момент королева или же она уже проснулась, однако очевидно, что в спальне она находилась в одиночестве. Полицейский, охранявший дверь в её апартаменты, ушёл со смены согласно расписанию в 6 утра, а лакей на тот момент выгуливал собак Её Величества. Таким образом, Фэгану удалось беспрепятственно войти в монаршую опочивальню.
Королева, всё ещё находившаяся непосредственно в кровати, увидев незнакомого мужчину, закричала, чтобы он убирался из её комнаты. Фэган позже рассказал, что на Елизавете была ночная рубашка, доходившая ей до колен. Королева потянулась к кнопке вызова прислуги, однако на её сигнал никто не пришёл, так как охранник уже покинул свой пост. Тогда Елизавета позвонила дворцовому телефонисту с требованием срочно прислать полицию. На телефонной линии этот звонок прошёл в 7:18 утра. Офицеры приехали через 6 минут, и на протяжении всего этого времени Майкл оставался во дворце, не пытаясь уйти. Королева же, если верить Фэгану, босая выбежала из комнаты, а затем с помощью одной из горничных сумела завлечь мужчину в приёмную по соседству, пообещав угостить того сигаретой. К этому моменту вернулся с прогулки лакей королевы: он, по словам Фэгана, предложил ему бокал скотча.
В сериале «Корона» этому эпизоду режиссёр добавил драматизма через якобы состоявшийся диалог между Майклом и Елизаветой. Там Фэган беседует с королевой, жалуясь на то, до чего довела страну Маргарет Тэтчер. В реальности как такового разговора не состоялось: Елизавета только несколько раз крикнула, чтобы мужчина покинул её покои. В интервью Фэган ни разу не упомянул Тэтчер и её политику. Истинная причина, побудившая его вломиться в Букингемский дворец, осталась до конца не ясна. Сразу после ареста Майкл утверждал, что хотел увидеть королеву, так как был в неё влюблён, однако позже поменял версию, ссылаясь на желание «быть увиденным и услышанным». Он также упомянул, что находился под влиянием алкоголя и галлюциногенных грибов и пребывал в крайне плачевном состоянии после потери работы и ухода жены. Когда офицеры попросили Фэгана представиться, он заявил, что является сыном нациста Рудольфа Гесса.
Казалось бы, за проникновение в покои королевы Фэгана должны были упечь в тюрьму, но на самом деле мужчину даже не смогли толком привлечь к ответственности. Согласно британским законам, он совершил не уголовное, а гражданское нарушение, пробравшись на территорию дворца. Единственное «преступление», благодаря которому дело в принципе дошло до суда, — кража недопитой бутылки вина. Да и здесь Фэган отделался лёгким испугом: его отпустили прямо из зала суда. Впоследствии, правда, Майкл был несколько раз арестован полицией за различные правонарушения: от нападения на полицейского и непристойного поведения до продажи наркотиков.
В октябре 1982 года по решению суда его поместили в психиатрическую клинику, откуда он вышел через три месяца, а в 1997-м он угодил за решётку на четыре года после обвинений в торговле героином.
Фэган был не первым и не единственным нарушителем, которому удалось пробраться в королевские апартаменты. Один из самых известных «взломщиков», Эдвард Джонс, как минимум трижды побывал в Букингемском дворец и даже украл нижнее белье королевы Виктории.