Наследие опальной матери
Будущий король Шотландии Яков осиротел очень рано: его отец скончался при не вполне понятных и весьма драматичных обстоятельствах (лорд Дарнли погиб при взрыве здания), а мать, Мария Стюарт, вынуждена была бежать из родной страны и искать убежища в Англии в 1567-м году, когда маленькому принцу исполнилось всего 13 месяцев. Больше свою мать Яков так никогда и не видел, а его воспитанием отныне занимались родственники опальной королевы, а также бесконечные регенты, которые сменялись в результате борьбы околовластных группировок дворян. Так что даже при номинальной живой родительнице мальчик рос фактически сиротой.
На юные годы Якова выпали нелёгкие для страны времена: Шотландию продолжали терзать религиозные войны. Короля воспитывали согласно с протестантскими традициями, однако на протяжении всей своей жизни он пытался придерживаться относительно нейтрального курса, не слишком потакая пресвитерианцам, но и не «кошмаря» католиков (хотя участники Порохового заговора считали иначе), к которым относилась, прежде всего, его собственная мать. Авторитет пресвитерианской церкви в Шотландии на конец 16-го века был невероятно велик как среди знати, так и у простого населения. С одной стороны, Яков вынужден был считаться с Шотландской церковью, с другой, он уже тогда примерял на себя Английскую корону и размышлял, как угодить ещё и английским католикам и протестантам, а, заодно, не отпугнуть крупные материковые державы, где католицизм по-прежнему оставался главенствующей религией.
Осторожно лавируя между двумя радикально настроенными лагерями в своей стране, Якову удалось-таки добиться привилегий лично для себя: формально главенствующей религией оставался протестантизм, но при этом во главе церкви монарх поставил себя самого, и основные решения, вроде назначения епископов на ключевые приходы также оставались за ним.
Елизавета I — преемник королевы
Разобравшись со склоками внутри страны, Яков начал осторожно поглядывать в сторону Англии, в конце концов, из всех возможных кандидатов именно у него было больше всего прав занять престол после бездетной Елизаветы I. Яков приходился праправнуком Генриху VII, тому самому, который основал династию Тюдоров. Елизавета же долго не могла определиться с наследником и до последнего держала в напряжении потенциальных преемников, однако уже перед самой смертью всё же сделала выбор в пользу Якова. Отныне в Англии он будет править под именем Якова I, в Шотландии же его именуют Яковом VI. Амбициозная идея объединить две страны в одну так и останется для этого Стюарта мечтой (которую уже в 18-м веке осуществит его правнучка, королева Анна Стюарт), однако Яков всё же оказался в роли единого правителя двух не последних государств.
Новый монарх не сумел завоевать широкую популярность у народа Англии, и на то был ряд причин. Не в последнюю очередь этому способствовало его шотландское происхождение и довольно сильный акцент. Кроме того, несмотря на наличие жены и 7 детей, ходили не беспочвенные слухи о многочисленных связях короля с молодыми мужчинами, продвижению которых он активно способствовал. Кроме того, при новом короле значительно просел бюджет страны благодаря многочисленным предприятиям во внешней политике, в числе которых были поддержка религиозных групп за границей, основание поселений в Новом свете, «укрощение» Ирландии, траты во время Тридцатилетней войны в Европе и личные прихоти монарха.
Яков I: писатель и ненавистник ведьм
В народе Яков прославился ещё и благодаря своему литературному интересу: с самого детства король жадно поглощал книги, изучал языки и сам упражнялся в писательстве. В 1611-м году в свет вышел новый перевод Библии на английский язык, осуществлённый при содействии самого короля. Потребность в этом новом переводе возникла в связи с разногласиями между католиками и протестантами о том, какой из существующих на тот момент вариантов считать наиболее приемлемым. В результате Яков созвал лучших учёных мужей-церковников для написания нового перевода Библии. Этот образец впоследствии получил широкое признание благодаря высокому качеству обработки первоисточников и красоте литературного слога.
Среди заметных работ самого короля выделяют его трактат о ведьмах «Демонология». Яков весьма интересовался не только теоретическими вопросами о ведовстве, которые он выносил в отдельный подраздел теологии, но и практическими, то есть, непосредственно судебными процессами над «ведьмами». Особенно явно этот интерес проявлялся до его воцарения в Англии. Шотландия была известна громкими ведьмовскими процессами: там сожгли около 4 тысяч женщин, что более, чем в два раза превышает аналогичную цифру для Англии. Учитывая небольшие размеры страны, число весьма впечатляющее.
Известно, что Яков непосредственно инициировал одно из таких судилищ, когда около 70 человек были обвинены в том, что они с помощью колдовских чар устроили шторм на море, уничтоживший королевский флот, перевозивший невесту Якова, Анну Датскую, в Шотландию по Северному морю. Тогда из-за ужасных бурь флот с принцессой на борту отбросило ветрами до самой Норвегии, куда со спасательной экспедицией пришлось отправиться самому Якову. Но даже после счастливого воссоединения молодожёны довольно долго дрейфовали в море, пока их корабли не пристали наконец к берегам Шотландии. Погодные и прочие природные катаклизмы Яков списывал на происки ведьм, оттого по всей Шотландии запылали костры, на которых сжигали несчастных, обвинённых в колдовстве.
Противостояние с парламентом
Главным камнем преткновения для Якова в Англии стали отношения с Парламентом. Наличие достаточно широких полномочий у английского Парламента раздражало короля: в Шотландии Парламент хоть и существовал, но обладал куда более лимитированными правами. В годы правления Якова у себя на родине шотландский Парламент оставался в достаточно сильной зависимости от короны, а не наоборот. Потому попытки английских парламентариев контролировать короля, в том числе, через финансы, вызывали у Якова отторжение и непонимание. Возникшее противостояние тогда ещё только набирало обороты, а настоящий кризис разразился уже позже, когда к власти пришёл Карл I, сын Якова, тот самый печально знаменитый казнённый монарх, проигравший Оливеру Кромвелю.
В основе конфликта, помимо отказа Парламента спонсировать все прихоти монарха, лежало также глубокое убеждение Якова в божественном происхождении королевской власти (это отражено в нескольких трактатах, созданных королём). Именно с этой установкой в голове вырос и его сын Карл I, презиравший Парламент и не желавший иметь никаких противовесов абсолютизму.
Правление Якова можно разделить на два этапа, первый — годы царствования в Шотландии, которые весьма положительно сказались на благополучии страны и её населения (не считая ведьмовских процессов) благодаря разрешению внутренних религиозных конфликтов, усмирению воинственных кланов и установлению периода относительного порядка и спокойствия, особенно на фоне весьма неустойчивого периода под властью Марии Стюарт и последующей борьбы за место регента юного короля; второй же, Английский этап, оказался куда менее успешным как для самого Якова, так и для его английских подданных по причинам разногласий между короной и Парламентом, огромного дефицита бюджета и, в целом, непопулярности первого Стюарта, вставшего во главе этой страны. Одним из итогов правления Якова стало обострение политического кризиса в Англии, вылившегося в масштабное противостояние короля и Парламента, расхлёбывать которое пришлось уже его сыну Карлу I.