Царь Ромул: легендарный победитель
Посвящение пышного (другой перевод — тучного) доспеха (spolia opima) имел право сделать полководец Рима, лично убивший в бою вражеского военачальника, в храме Юпитера Феретрия. История этой традиции восходит к легендарному основателю Рима Ромулу и попытке первых римлян похитить невест из соседней общины Сабины.
Как пишет Тит Ливий, в отместку сабиняне решили объявить войну и обратились за помощью к соседним общинам.
Царь города Ценины Акрон посчитал, что союзники слишком медлительны, и выступил против Рима в одиночку. В бою с римлянами ценинцы были разбиты, Акрон погиб от руки Ромула, а римляне взяли Ценину.
После возвращения с победой основатель Рима, неся доспехи Акрона на специально изготовленном остове, поднялся на Капитолий и положил их у священного дуба. Затем царь выбрал место для храма, который был посвящен Юпитеру с эпитетом Феретрийский (предположительно от слова ferire — бить поражать), божеству-покровителю воинов. Ромул надеялся, что храм станет вместилищем и для других доспехов, которые добудут в боях его наследники.
Завоевание Римом Италии: Авл Корнелий Косс
Во времена императора Августа развернулась историческая дискуссия, имеет ли право на посвящение полководец без высшей военной власти. В качестве примера рассматривалась произошедшая в V в. до н. э. война между Римом и Вейями — первым серьезным противником молодой республики.
Переход римской колонии Фидены на сторону царя Вейи Ларса Толумния вынудил римлян выбрать диктатора — Мамерка Эмилия. Он повел войско на Фидены. Как пишет Ливий, пехота этрусков была обращена в бегство сразу, но конница держалась стойко. Именно среди конников находился Ларс Толумний, считавшийся выдающимся воином. Одетого в богатый доспех Толумния заметил военный трибун Авл Корнелий Косс. Он сшиб царя с коня копьем, затем спешился и добил его. Сражение было выиграно римской армией.
После победы Мамерк Эмилий удостоился триумфа. Косс участвовал в шествии и нес доспехи Толумния. Легионеры в своих песнях сравнивали военного трибуна с Ромулом. После триумфа Косс посвятил доспехи храму Юпитера Феретрия рядом с доспехами Акрона.
События древней войны между Римом и Вейями стали неожиданно актуальны в эпоху Августа. Главный вопрос вызывал ранг посвятившего доспех Косса. Предположительно, он был начальником конницы. Ливий, однако, делает оговорку, что согласно изысканиям самого Августа в ветхом храме Юпитера Феретрия, Аврелий Косс был консулом во время войны с Толумнием, что, по мнению Ливия, давало ему право на посвящение доспеха.
Галлы и римляне: Бритомарт и Марцелл
Накануне Второй Пунической войны римляне вели трудные войны с галльскими племенами в Северной Италии. В них проявили себя полководцы будущей войны с Ганнибалом, но особую славу стяжал Марк Клавдий Марцелл.
В 222 году до н. э. он был консулом. В это время в Италию вторглось галльское племя гезатов под предводительством царя Бритомарта. Консул Марцелл оставил в городе Ацерры тяжелую пехоту, а сам с конницей и легкой пехотой пошел вслед за галлами, опустошавшими земли в долине реки По.
Марцелл догнал их около союзного римлянам галльского поселения Кластидии. Перед боем, как пишет Плутарх, консул дал обет посвятить храму Юпитера самый красивый доспех. Последним оказался доспех Бритомарта. В конном поединке Марцелл убил вождя галлов. За этим последовала победа римлян и триумф консула. Это был единственный раз в истории Рима, когда победитель праздновал и триумф, и посвящение «пышного доспеха». Более того, только это посвящение может считаться историческим, потому что было засвидетельствовано современниками и близкими по времени авторами.
Косс и Марцелл не единственные полководцы, которые побеждали в единоборствах с врагами. В 361 году до н. э. военный трибун Тит Манлий одержал верх в поединке с рослым галльским воином. В честь взятого в качестве трофея ожерелья (торквес) Манлий получил прозвание Торкват.
В 349 году до н. э., сражаясь под началом Фурия Камилла, военный трибун Марк Валерий ответил на вызов галльского воина и убил его. Впрочем, возможно его противник был не вождем, а просто выдающимся воином. Камилл не забыл храброго подчиненного и наградил его золотым венком.
Сципион Эмилиан в должности военного трибуна победил испанского поединщика во время осады Интеркации. Его противник тоже, вероятно, не был одним из вражеских полководцев.
Марк Красс: забытый триумфатор
История Авла Корнелия Косса стала актуальна во времена первого римского императора, потому что тогда появился человек, настроенный вписать свое имя в римскую историю наравне с тремя другими полководцами-победителями. Этого человека звали Марк Лициний Красс, он был внуком и тезкой одного из трех триумвиров.
Долгое время он был противником Августа: сражался на стороне Секста Помпея, а затем — Антония. Потом был консулом 30 года до н. э. вместе с Октавианом Августом.
После сложения полномочий Красс отправился в качестве проконсула в провинцию Македония. Как раз в это время на границе появилось крупное племя бастарнов, которые напали на союзных Риму фракийцев. Красс выступил против варваров и вторгся в их земли. Он сокрушил их и лично убил царя Дельдона. После этого проконсул победил бастарнов снова, подавил восстание фракийцев и подчинил остававшиеся независимыми племена в Мезии.
Позже Красс решил претендовать на право посвятить «пышный доспех» в храм Юпитера Феретрия. Несмотря на то, что он получил триумф и звание императора, в праве посвятить доспех Дельдона ему отказали. Причина, по свидетельству древних авторов, была в том, что формально главнокомандующим в этой войне был сам Октавиан Август, а не Марк Красс.
Очевидно, что Октавиан заботился о собственном престиже и такое посвящение создавало ему соперника. После этого он провел собственные изыскания, прочитал посвятительную надпись в храме и доказал, что Косс носил звание консула, а не военного трибуна (то есть обладал высшей военной властью), когда посвятил доспехи Толумния.
Формально Август не был главнокомандующим в 29 году до н. э. Тем не менее в ходе укрепления своей власти и престижа он нашел способ заставить Красса отказаться от посвящения доспеха.
В последующие годы о посвящении spolia opima мечтал внук Августа Нерон Клавдий Друз, одержавший ряд побед над германцами. Как писал Светоний, он рисковал жизнью в бою, пытаясь прорваться к германским вождям. Но, вероятно, ему так и не удалось вступить с кем-либо из них в поединок.
В императорскую эпоху полководцы не претендовали на посвящение доспеха, и этот обычай стал частью древней истории Рима.