Гипасписты Александра
Аргираспиды были отрядом воинов-ветеранов, прошедших с Александром весь путь от Малой Азии до Индии и обратно. Основой для будущего отряда аргираспидов (Серебряных Щитов) послужил трехтысячный корпус гипаспистров (щитоносцев). В этот корпус отбирали сильных и храбрых воинов, что отличало его от прочих пехотных отрядов, формировавшихся по территориальному признаку.
Корпус гипаспистов был создан Филиппом II. В армии Александра они сражались при Иссе и Гавгамелах. Также проявили себя во время штурмов крепостей. Воинов из их числа выбирали для специальных миссий, где требовались скорость и маневренность.
Корпус гипаспистов был разделен на три хилиархии по тысяче воинов. Каждая, в свою очередь, делилась на две пентакосиархии по 500 воинов. Командиром гипаспистов до своей смерти от болезни в 330 году до н. э. был Никанор — сын высокопоставленного полководца Пармениона и брат главы гетайров Филоты. Следующим командиром стал родственник царского дома Неоптолем.
В 331 году до н. э. во время отдыха в провинции Ситтакене Александр организовал состязания для воинов, победители которого получили командные посты хилиархов и пентакосиархов отряда щитоносцев. Так командирами стали Атаррий, Антиген и Авгей. Последний позже возглавит гипаспистов-ветеранов.
Создание корпуса аргираспидов
Накануне или во время похода в Индию гипасписты были преобразованы в аргираспидов. Это означало признание их заслуг и обещание скорой демобилизации. Предположительно тогда же Александр набрал новый корпус гипаспистов, которыы заменил в его армии аргираспидов-ветеранов.
В Индии аргираспиды оказались среди отрядов, подчиненных полководцу Кратеру. Вместе с ним они возвращались на запад через безопасную Карманию.
Когда войска вернулись в Вавилон, Александр официально отпустил со службы часть ветеранов. Среди них упоминают командира аргираспидов Антигена. Вероятно, это означало, что срок службы аргираспидов подошел к концу и они должны были вернуться в Македонию с Кратером.
После смерти Александра и начала восстания в Греции Кратер двинулся туда из Киликии, оставив аргираспидов защищать Тарс. Вскоре регент царства Пердикка разбил писидийцев и навел порядок в Киликии. После этого аргираспиды присоединились к его армии.
В 321 году до н. э. аргираспиды под началом Антигена сражались в армии регента Пердикки против сатрапа Египта Птолемея. Война складывалась неудачно, и группа полководцев решила избавиться от регента. Они ворвались в палатку Пердикки и закололи его кинжалами.
После убийства регента принявшие командование его армией Пифон и Арридей отвели войско в сирийский город Трипарадис. Туда съехались полководцы Александра, чтобы выбрать нового регента и разделить сатрапии. Командир аргираспидов Антиген получил пост сатрапа Сузианы. Регент царства Антипатр поручил новому сатрапу перевести сокровища из Суз в Киликию. Вместе с Антигеном сопровождать груз отправились его аргираспиды. После Трипарадисского съезда у Серебряных Щитов появился второй командир — Тевтам, который не упоминался в источниках до этих событий.
Диодор Сицилийский называет этих ветеранов нарушителями спокойствия. Но тот факт, что регент доверил транспортировку сокровищ именно этому отряду, говорит об уважении и доверии, которым они пользовались.
В 319 году до н. э. началась новая война между полководцами Александра. С одной стороны в ней сражались отстаивавшие интересы царей Полиперхон и Эвмен Кардийский, с другой — Антигон Монофтальм (Одноглазый) и Кассандр. Полиперхон воевал в Греции и Македонии, Эвмен — в Азии.
В 318 году до н. э. аргираспиды по приказу регента Полиперхона присоединились к войску Эвмена. Регент в письме к командирам отряда просил их оказать помощь кардийцу от имени царей и Олимпиады. Остаток боевого пути аргираспидов будет связан с этим полководцем.
Если верить Плутарху, с самого начала наметился конфликт между Эвменом и командирами отряда Антигеном и Тевтамом. Якобы, гордые македоняне, которые «командовать были неспособны, а подчиняться не хотели», завидовали полководцу-греку. Но, скорее всего, это домыслы древних авторов, потому что служба Серебряных Щитов под началом Эвмена доказала их верность кардийцу.
Сатрап Египта Птолемей первым попытался заставить аргираспидов предать Эвмена. Его люди убеждали аргираспидов оставить полководца-грека, которого все македоняне приговорили к смертной казни. Но тщетно — ветераны были верны полководцу, который действовал от имени царей.
Антигон тоже пытался перетянуть отряд аргираспидов на свою сторону. Он обещал власть и должности их командирам Антигену и Тевтаму. Последний уже согласился на измену, но Антиген переубедил товарища, напомнив, что Антигон не раз предавал союзников.
Тем не менее доверенному лицу Антигона Филоте удалось организовать сходку аргираспидов. Он прочитал македонянам письмо своего господина, в котором тот требовал арестовать и казнить Эвмена. В противном случае их ждала война с ним. Воины оказались в замешательстве — они хотели сохранить верность царям и опасались грозного Монофтальма. На собрание пришел сам Эвмен. Именно он убедил воинов следовать его приказам, напомнив о царском указе.
Армия Эвмена выступила в Финикию, где он собирал боевой флот. В ходе морской кампании Антигону и его полководцам удалось уничтожить флот Эвмена, и пребывание армии в Финикии сделалось бессмысленным.
Эвмен увел свою армию на восток. Проходя через земли сатрапа Мидии Пифона и сатрапа Вавилонии Селевка, он послал правителям письма с предложением сражаться под его началом. И Пифон, и Селевк послали своих представителей к аргираспидам, уговаривая их предать кардийца. Последний раз они попытались это сделать, когда армия Эвмена переправлялась через Тигр. Аргираспиды вновь ответили отказом, и сатрапы, открыв старый канал, попытались затопить войско кардийца.
В Сузиане к армии Эвмена присоединились сатрап Персиды Певкест и правители Верхних Сатрапий. Эти полководцы были готовы сотрудничать с ним, но Певкест как самый авторитетный настаивал, что верховное командование должно быть у него. Антиген предложил, что командующего должны выбрать аргираспиды как воины, прошедшие с Александром всю Азию.
Чтобы держать войско под контролем, Эвмен в прямом смысле вынужден был вызвать дух Александра. Он рассказывал своим полководцам, что царь является к нему во сне. Он украсил по-царски одну из палаток, поместил туда трон и сделал ее местом собраний. Отныне полководцы Эвмена совещались в месте, где незримо присутствовала тень Александра, и решения принимались от его имени.
Летом 317 года до н. э. в Сузиану пришел с войском Антигон, а его союзник Селевк осадил Сузы. Эвмен разбил Антигону на реке Конрат и заставил отступить. Наверняка в этом бою участвовали и аргираспиды, но упоминаний об этом не сохранилось.
Лето 317 года до н. э. Антигон провел в Мидии, а в Эвмен и аргираспиды — в Персиде. В конце лета — начале осени Антигон с Пифоном повели свою армию в Персиду, а кардиец двинулся навстречу. Армии встретились около местечка Паретакена к северу от города Пасаргад.
Послы Антигона вновь отправились к соратникам Эвмена, убеждая их оставить полководца-грека. Среди прочего они попытались склонить к предательству аргираспидов, которые в ответ только пригрозили послам.
Через несколько дней последовала битва при Паретакене. Аргираспиды и набранные Эвменом гипасписты под командованием Антигена и Тевтама стояли на правом фланге. Всадникам под командованием полководца-грека удалось обратить в бегство всадников сатрапа Пифона. В сражении пехоты победа досталась воинам Эвмена благодаря, подчеркивает Диодор Сицилийский, доблести аргираспидов. Армия Антигона понесла большие потери, но не была разгромлена, и через несколько дней Монофтальм увел ее обратно в Мидию.
Зимой 316 года до н. э. Эвмен и его войско остановились в Габиене. Антигон попытался неожиданно напасть на них. Для этого полководец рискнул совершить тяжелый переход по безводной степи. Местные жители заметили огни от костров его войска и предупредили Эвмена и Певкеста. С помощью хитрости грек сумел выиграть время для сбора всех сил.
Тем временем в лагере Эвмена плели сети заговора. Сатрапы планировали выиграть с помощью талантов полководца битву, а затем избавиться от него. Верные люди донесли о заговоре Эвмену. Он должен был готовиться к битве с Антигоном и одновременно думать, что делать после.
Возможно, Антиген и Тевтам и готовили предательство, но аргираспиды при Габиене сражались геройски. В центре построения они обратили в бегство пехоту Антигона. Кавалеристы Пифона попытались напасть на оставшихся без кавалерийского прикрытия Серебряных Щитов с тыла, но они, построившись квадратом, благополучно отступили к остальным войскам.
На флангах успех был на стороне конницы Антигона, которой не только удалось потеснить всадников Певкеста, но и, воспользовавшись поднявшейся пылью, захватить обоз армии Эвмена.
Вместе с обозом были захвачены жены и дети аргираспидов. Тевтам отправил парламентеров с просьбой вернуть их. Македонский полководец поставил аргираспидам условие — выдать Эвмена. После этого Антигон обещал не только вернуть воинам родных, но и принять их к себе. Второй командир Серебряных Щитов Антиген, похоже, не был замешан в предательстве, чем объясняется его дальнейшая участь.
Армии стояли друг напротив друга несколько дней, и аргираспиды готовились предать Эвмена. Наконец они напали на полководца и обезоружили. После этого в лагерь Эвмена прибыл посланец Антигона Никанор, которому аргираспиды выдали связанного полководца. Эвмен на прощание обратился к воинам с речью. Полководец ругал своих воинов, умолял их убить его самим.
Речь подействовала на воинов, но аргираспиды начали кричать, что Эвмена надо выдать Антигону как виновника войны. Пленника доставили во вражеский лагерь. Через некоторое время перед выступлением из Габиены Эвмена убили по приказу Антигона.
После битвы при Габиене Антигон отправил аргираспидов на восток в Арахосию. Одновременно он послал приказ ее сатрапу Сибиртию в отношении воинов этого отряда: «уничтожить всех до одного, чтобы никто из них не вернулся в Македонию и не увидел Греческого моря».
Имя Тевтама пропало из источников так же неожиданно, как появилось. Возможно, он вместе с другими был отправлен в Арахосию и там нашел свою смерть. Антигена арестовали и по приказу Антигона бросили в яму, а затем сожгли заживо. Возможно, причина казни Эвмена и Антигена была в том, что оба полководца были искренне преданы делу династии Аргеадов и не стали бы служить Антигону, который хотел стать царем.