Вторник 16 декабря 1941 года
Пасмурное утро, мороз -15°.
На заводе все постарому, утром был свет, в 12 часов погас, можно было работать кое-как при дневном свете, кончаю не срочную, теперь работу (когда-то срочную).
Спросил зам. Гл. Мех. Куприянова С. В. о случае который произошел 13/XII в цехе № 46 правда-ли это, он подтвердил, но сказал что по его мнению, это сделано с провокационной целью, мне думается что это не так, ибо смысла для провокации жрать человечину не было.
Сегодня получил задание, спроектировать установку для производства дрожжей, которые будут химическим путем получать из древесных опилок, дело очень интересное, но странно только что, это будут делать на нашем заводе.
Работа очень срочная, ее необходимо провернуть весьма быстро.
Домой отпустили в 4 часа так-как не было света, так работает весь завод. В Проектном Бюро теперь тепло т. к. установлена буржуйка только от нее большая копоть. Хлеб становится ужаснее с каждым днем, сырой и черный почти одна дуранда, мечтаю достать глицирина что-бы сварить дочке кисель. Наша затея с кошками и собакой, провалилась с треском, пока мы собирались, они пропали, как сквозь землю провалились, всех уже пожрали. Получил от Белова В. Н. письмо парень грустит, надоело стоит на одном месте уже много время. Завтра собираюсь послать ответное письмо. Пишу эти строки, а за окном слышна сплошная минометная кононада.
Завтра поеду в командировку на завод «Вена» посмотреть новую установку, будем делать патоку и дрожжи.
Мои знакомые становятся, только старых моих знакомых, настолько они похудели, Боже что будет дальше, страшно, подумать, как много горя принесла затея одного неугомонного и альчного человека, каким является Гитлер.
Если я доживу до конца войны, мне кажется, что «его» постигнет участь Наполеона, скорее-бы.
Среда 17 декабря 1941 года.
Пасмурное утро, мороз -13°.
Был в командировке на заводе «Вена» раньше он работал полностью и выпускал пиво, а теперь стоит окончательно, если не считать что в день выпускает, несколько бочек, клюквенного кваса, изготовленного на сахарине.
Главный инженер говорит, что сахарин получаем из Швеции. И так пиво не вырабатывают, нет сырья, они сейчас производят большую установку, на выработку дрожжей из опилок, по данному вопросу мы и ездили за консультацией, но оказывается они сами плавают в этом вопросе, в общем их установка в сутки будет выпускать 2000 кг.
В столовых уже продают дрожжевой суп, по цене 30 коп. за тарелку.
На завод Вена добрались на трамвае, стали ходить едва, едва, обратно-же пришлось ехать на грузовом трамвае, пасажирские не ходили. По радио сообщали что войска нашего генерала оперирующего в районе ст. Тихвино, соединились с нашими частями у ст. Волхово, это говорят уже большой шаг вперед, возможно скоро снимут блокаду с Ленинграда.
Сегодня вся ночь и день была слышна кононада минометов и тарахтел пулемет, часов с 12 дня во всех частях города стреляли наши дальнобойные.
Маша ходила на Еврейское рыть могилы помогала папе и Мише, говорит что это очень тяжелая работа.
В Отделе закрыли мужскую уборную ходи куда хочеш, причина, нет вода все замерзло. Говорят что будет большой набор, в рабочее ополчения, люди едва ходят, можно сказать умирают, а тут ополчения, странно право. Сегодня мама достала дуранды, ели лепешки это очень хорошая штука.
Маша за неимением табака курит торф вот уже в течении трех дней.
Четверг 18 декабря 1941 года.
Пасмурное утро, мороз -12°.
Моя Маша ходила на Еврейское кладбище копать могилы, она помогала папе, немного заработали хлеба и денег. Она сильно устала, да и папа пришел слишком измучен, но оба были очень довольны.
Немец сегодня обстреливал Мальцевский рынок и проспект Некрасова, трамваи не ходят, троллейбусы стоят, электричества нет, бани не работают, вот уже две недели, парикмахерские тоже не работают.
Пятница 19 декабря 1941 г.
Пасмурное утро, мороз -11°.
Трамваи не ходят, снег на улицах стоит не убранный, много во дворах стоит машин засыпаных снегом, нет видимо бензина.
Сегодня Никола, мне 35 лет, сегодня день моего Ангела, меня все поздравляют, но никто ничего не дарит т. к. дарит нечего, Вася Зырин подарил два маленьких кусочка, это считается великолепный подарок.
Вечером мама устроила, отличный бал, намазала 10 кусочков хлеба, размером приблизительно 10×40×80 мм сливочным маслом и положила на них кусочек ветчины и кусочек сыру, все это было получено по карточкам, кроме хлеба, хлеб Папа с Машей сегодня заработали на Еврейском кладбище, так мы справили хорошо мои именины. Потом пили чай и черный кофе, потом говорили и слушали по радио музыку. На дворе в это время было слышно грохот тяжелых орудий и трескотня минометов, изредка заливался пулемет. Точно как и вчера, немец сегодня обстреливал Мальцевский рынок Паня в это время там была, она хотела купить хлеба, хлеб приблизительно стоит 30 — 35 рублей 100 грамм.
Сегодня бойцы топили прачечную, и мылись в ней, боятся что-бы не развелись вши.
Я сегодня именинник и потому видимо дали электрический свет, сегодня особенно торжественно.
Мы все брились Папа, Миша и я нас подстригла Маша, брил я, смеялись что будто готовимся кого встретить.
Суббота 20 декабря 1941 года.
Чистое небо, небольшой ветерок, мороз -12°.
Сегодня было 3 совещания по поводу установки, по выделки дрожжей, новый директор завода заинтересовался этой установкой, и дал срок установить и сделать проект за 10 дней, кстати сам даже не познакомился с проектом, а срок дал с кондачка видимо боевой директор.
Слышно разрывы в районе Рыбацкого на часах 13 часов, снаряды падают крупного разрыва, папа и Паня слышали как через их голову летели снаряды. На Еврейское кладбище ходила Паня они с папой вырыли 3 могилы, Маша сегодня была дома.
Сегодня ночью украли ворота целиком, видя это Маша, по Папиному распоряжению разобрала весь забор, теперь потащат что можно. Папа на Еврейском заработал 700 грамм хлеба 10 конфект леденцов, 3 кусочка сахара и кусочек маленький шпику.
Голод сжимает в свои жуткие об’ятия, хочу обменять пианино, что-бы хоть еще немного просуществовать, найдется-ли такой человек кто, даст за него картошку, дуранду или хряпу.
С раннего утра идет сплошная кононада, наши видимо вышибают немца из дотов, скорее-бы сняли блокаду, нет сил ждать.
Народ умирает в большом количестве, Половцев говорит что в день в среднем в Ленинграде умирает, 3600 человек, и что в одном Володарском районе умирает 380 человек в день, это конечно цифра большая.
Миша говорил что в сенагоге лежит 124 покойника и что на русском кладбище их не сощитать, родные покойников складывают их у памятника жертв 5-го января, их заносит снегом они могут остатся так лежат много времени. Папа, Маша, Миша и все остальные едят столярный клей, сваренный и разлитый в тарелки, получается вид желе, коричневого цвета, но ведь клей делают их трупов собак и даже людей в общем я есть не могу.
Трамваи плохо, но ходят, электричество дома горит, это у нас, а в городе света нет.
Что-бы получить продукты приходится вставать в очередь с 2-х часов ночи, этим делом у нас занимается Паня главным образом и помогают ей Маша и Ия.
Готя говорил что на ст. Обухово стоял поезд с рельсами и шпалами, но что его сейчас нет, он яко бы ушел по северной дороге, будут прокладывать видимо путь, путь который разворотил немец, я боюсь даже подумать что это не так, как все Ленинградцы ждут подвоза продуктов.
Блокадные дневники, семейные фотографии, документы в коллекцию музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» передала правнучка Николая Филиппова Александра Черноглазова.