Среда 10 декабря 1941 года
Пасмурное утро, мороз -17°.
Сегодня на заводе, таскали кирпичи для буржуек которые хотят устанавливать в Проектном Бюро и других комнатах. Норма на мужчину 30 кирпичей на женщину 22, кирпич можно брать где хочеш, некоторые ломали, стены только-что построенного здания цеха 43. Физическая работа крайне утомительна и сильно ослабляет, но приказ есть приказ 600 кирпичей доставлено в Бюро.
Советское Информ-бюро сообщило о взятии нами ст. Тихвино, говорилось о больших потерях немцев, что-то около 7000 человек и разного боевого снаряжения, которое подсчитывается.
Также было сообщено о внезапном нападении Японии на США и Англию, что якобы обе последних имели большие потери
в людях и кораблях.
Между Японией с одной стороны и Америкой и Англией с другой об’явлена официально война, для нас русских это очень нехорошо так-как помощь вооружением со стороны Америки, нам, может несколько ослабнуть.
В Ленинграде положение жуткое, народ умирает все больше и больше, теперь уже возят покойников завернутых только в фанеру, нет даже досок для гробов.
Наше правительство выпустило вещевой займ, где разыгрываются манто, костюмы, сапоги
На заводе нашел сегодня прессованный мох, он предназначался как изоляционный материал, принес домой кусочек, проверить, можно-ли пустить в пищу, говорят, что можно, буду носить домой.
Мама видя скорую кончину, сегодня сильно рыдала, пришлось успокаивать.
Ночью, днем и вечером, кононады не было слышно, пока в этом отношении в городе тихо. Завод не работает рабочих опять отпустили домой, нет топлива, помещения по прежнему неотапливаются.
Четверг 11 декабря.
Пасмурное утро мороз -14°.
Сегодня утром, мама, угостила меня 4-мя блинами из отрубей, которые Готе выдали за работу, мне показалось очень вкусно.
На заводе Ворошилова всетаки дают отруби, а на нашем ничего обсолюдно видимо такой-уж завод дохлый.
Принес из завода прессованый мох, некоторые говорят что это торф, но все равно хотим смешивать, в половинном размере в тесто из гороха или вермишели которую выдают по норме. Прессованый мох предназначался на заводе для отопления крыши, но так-как стройки сейчас прекращены то он остался валятся на дворе. Сегодня утром пришел на завод по ранше и набрал мха, целых четыре ящика, теперь наверное хватит. Подсмотрели хорошую собачку, думаем убить и слопать, говорят вкусно, уж больно хочется есть, посмотрим?. если это дело получится, Чиркова обещала нам ее зажарить.
Сегодня Пулов разсказывал что мастер по молотам, Богданов Н. Н. слопал своего пса (тиму) да еще подхваливал, сейчас, хороший пес стоит 100 рублей.
Главный механик Зубатов ходит с наганом на боку и держит себя довольно вызывающе, сегодня я пришел к нему в обед по одному делу так он довольно резко, попросил меня, снять шапку говоря что: ведь ты стоиш перед Глав. Мех. «начальство» хамит. Трамваи ходят с перебоями, одни приехали другие пришли на работу, в общем проводили запись желающих пользоватся поездом до ст. Обухово.
По выходе из завода наблюдал интересный случай, лошадь вязла военную повозку и пала от истощения, смешно и грустно было видеть растеряное лицо возницы, положение действительно пиковое. Войска двигаются, по направлению Рыбацкого, без обозов, все вязут на ручных саночках, это довольно неприятная картина.
Сегодня в клубе должно быть кино, картина
«Отец и сын» но из-за отсутствия света картина не пошла, вот уже второй день отказывают из-за электричества.
В клубе через задний ход, достал 10 бутылок лимонада на сахарине, вышло всем по бутылке.
Моя дочка все чаще просит хебца, видимо и до нее доходят наконец отголоски страшного голода, как не старались выделить ей (хороший) кусок, но все-же срывается.
Всю ночь и день в стороне Средней Рогатки слышны хлопки миномета и трескотня пулемета.
Во сне снятся белые лепешки.
Пятница 12 декабря
Всю ночь была мятель, утром луна, мороз -17°.
Выпало много, снега, трамваи конечно не ходят, городские не приехали на работу, трамвайные пути никто не расчищает,
там где должны двигатся лошади, много снега. Утром в Бюро собрались в кружок П. И. Виноградов мой конструктор разсказал, что идя в завод он встретил много наших автоматчиков, одетых в белые костюмы, на лыжах, двигавшихся по направлению к центру. Один из автоматчиков упал, строй (они шли гуськом) стал его обходит, на него ни кто не обращал внимания, его обходили, а он лежал недвижим, рабочие идя в завод заметили это, остановили строй подняли упавшего и стали ругатся что так нельзя бросать товарища, на это им автоматчики ответили: что падает много некогда обращать внимания. Упавший автоматчик пришел в чувство и не мог об’яснить причину падения, но чувствует говорит только большую слабость, его держали под руки рабочие, а строй
автоматчиков стал двигатся, дальше не дожидаясь когда упавший товарищ сможет двигатся, это довольно странно П. И. Виноградов комсомолец и очивидец этого случая страшно был возмущен. П. Е. Яковлев разсказал что идя домой он встретил большой воз сена который везли сами красноармейцы, человек этак около шестидесяти. Вообще последнее время красноармейские части продвигаются пешком везя собственной тягой то что полагается везти в обозе, везут на маленьких детских саночках, на больших сколоченных из досок, на лыжах сложеных как сани.
Наша уборщица, разсказала как она нашла у дороги краснормейца, который лежал в снегу, раскинув руки, она с женщиной отнесла его в дом, думая что он замерзает, а это сказали уже труп, дело происходило
в Рыбацком. Ася Рогаткина тоже натолкнулась на красноармейца который обессилев лежал в снегу, она останавлива и красноармейцев и лошадь в пряженную в сани и автомобил ни кто не согласился его взять, на ее просьбу помочь товарищу бил один ответ: ничего отлежится.
Ия не смогла конечно работать могильщиком, Мише пошел помогать папа, но какая у него сила, когда такая еда, за копку одной могилы дают большие деньги до 300 рублей, но что деньги на них ничего нельзя купить., дали-бы лудше хлеба 200 грамм. На сегодняшний день, в самой сенагоге находится до 64 трупа, похоронить которые не представляется возможным из-за отсутствия рабочей силы, уж очень это тяжелая работа. Папа говорит что сегодня провезли на русское кладбище много покойников уже завернутых просто в одеяло т. к досок.
нет.
Я пришел из завода и должен был выслушать папину жалобу, дело было так: придя домой с кладбища, папа заметил как двое красноармейцев из прачешной тащат сани принадлежащее Осминиковым, увидев папу они побежали, осмотрев внимательно двор, папа заметил что провода идущие от дома к нашему убежищу, срезаны, папа пошел по тому-же направлению по которому побежали красноармейцы и встретил командира и все ему в довольно резком тоне разсказал, тот сказал что все это пустяки, бывает хуже, ведь сани они не успели взять, а провод когда он им будет не нужен они видимо вернут.
И сидит мой папа и ворчит ведь это грабеж среди бела дня, это что-же получается в общем все время на эту
тему.
Вечером раза четыре ударило наше орудие стреляло по направлению гор. Пушкино, а так пока все тихо.
Ходят слухи что от завода, будут отправлять на самолетах, рабочих высокой квалификации, будто-бы едит УКС и теплострой.
Наш эксперемент с торфом и мхом не удался, спекли лепешки они получились на вкус и цвет просто есть не возможно, правда то что спекли то с’ели, но все же употреблять опасно.
Сейчас основная задача моя, Зырина и Половцева это разыскать кошку и собаку, хочется мяса хочется есть, пока ищем.
Сегодня на заводе я был дежурным в Бюро по отоплению помещения, на заводе пока никто ничего не делает.
Скоро-ли конец всей этой разрухи.
Блокадные дневники, семейные фотографии, документы в коллекцию музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» передала правнучка Николая Филиппова Александра Черноглазова.