На его полотнах томные чувственные красавицы задумчивы и покорны судьбе, вместе с тем они олицетворяют стойкость духа и, несмотря на наготу, непогрешимость. Как сложилась судьба гения Возрождения, чьи живописные симфонии и сегодня звучат волнительно?
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, известный нам как Сандро Боттичелли, родился во Флоренции. Как пишет Вазари, «он был сыном Мариано Филипепи, флорентийского гражданина, который старательно воспитал его и дал ему образование по всем предметам, какие в то время обычно преподавались юношам, прежде чем они станут за прилавок». Вместе с братом Джованни его отдали в ученики к ювелиру. Кстати, от брата, прозванного за тучность бочонком, то есть «боттичелли», и Алессандро получил это имя.
В мастерскую Фра Филиппо Липпи для обучения живописи Боттичелли попал довольно поздно — примерно в 17 (по другим источникам в 19) лет. По тем временам в таком возрасте молодые люди уже серьезно работали. Однако для большого художника Боттичелли это было только начало серьезного пути. От Липпи, покинувшего Флоренцию, он перешел в мастерскую Андреа Верроккьо, где уже учился Леонардо да Винчи, который был на несколько лет младше Боттичелли. Ранние работы Боттичелли — в основном Мадонны — недвусмысленно говорят о его подражании учителям. Но довольно скоро он находит свой стиль и становится известен как универсальный мастер.
В XV веке Флоренция — это банковский, деловой и промышленный центр. Власть принадлежала семье Медичи, любителям искусств и покровителям художников и мыслителей. Им подражала и местная аристократия. Появилась мода на коллекционирование искусства, при этом не столько картин, сколько декора: в виде росписи мебели, дверей, стен. И в мастерской Боттичелли, открывшейся в 1470-м, выполнялись заказы любого уровня: от дизайна сундуков до фресок и портретов. Чтобы справиться с растущим объемом заказов, Боттичелли держал большой штат подмастерьев.
Не сохранилось никаких сведений о личной жизни Боттичелли. Известно, что у него не было ни жены, ни детей. Но то, что мы можем сказать определенно, — он был платонически влюблен в первую красавицу флорентийского Возрождения Симонетту Веспуччи (в девичестве Каттанео). Именно ее образ появляется в большинстве работ живописца.
Симонетта Каттанео была родом из знатной генуэзской семьи. В 16 лет она была отдана за флорентийца Марко Веспуччи, вместе они переехали во Флоренцию. В новом доме Симонетту обожали за красоту и изящество. Считается, что в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано Медичи, но как именно развивался их роман — был ли он платоническим или подразумевал свидания, например, — неизвестно. Вскоре девушка, будучи 23 лет от роду, скончалась от чахотки. Флоренция погрузилась в траур. А Сандро Боттичелли навсегда стал пленником прекрасного образа Симонетты. Кого бы он ни писал впоследствии — богинь, портреты неизвестных красавиц, мадонн, — в чертах каждой угадывалась Веспуччи.
Первой знаковой, замеченной всеми работой стал Святой Августин в келье. «И вот как во Флоренции, так и за ее пределами Сандро настолько прославился, что когда папа Сикст IV приказал соорудить капеллу в римском дворце, то, желая ее расписать, распорядился, чтобы он стал во главе этой работы», — пишет Вазари. В Сикстинской капелле, расписывать которую были приглашены четверо флорентийцев, Боттичелли создал три фрески.
Получив известие о кончине отца, Боттичелли раньше срока оставил Рим и вернулся во Флоренцию, которую никогда более не покидал. К тому же в то время там уже находился Джироламо Савонарола — новый духовный лидер флорентийской аристократии. Приглашенный в 1480 году Лоренцо Великолепным Медичи, чтобы взбодрить обстановку, так сказать, этот доминиканский монах в итоге взял город в ежовые рукавицы. Удовольствия, роскошь, земные радости были объявлены вне закона. Всем надлежало вести аскетичный образ жизни и молиться о спасении души. По инициативе Савонаролы было устроено публичное сожжение произведений искусства и предметов роскоши. Немало художников добровольно принесли на костер свои полотна. Не исключено, что среди них могли быть и работы Боттичелли. Сам он, уже страдавший от болезни ног, вряд ли был на церемонии. Но то, что художник поддерживал идеи монаха, отразилось и в его творчестве, которое всецело обратилось к евангельским темам.
Один из важных, монументальных трудов Боттичелли — иллюстрация Данте. Вазари упоминает это так: «Как человек полный неожиданностей, комментировал часть «Божественной комедии», иллюстрировал и издал «Ад», на что потратил весьма много времени». Этот заказ Боттичелли получил от Лоренцо Медичи. Художник выполнил около 100 манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Из них до нас дошло 92.
В последние годы Боттичелли, из-за болезни практически не способный передвигаться самостоятельно, уже не работал. И хотя Вазари пишет, что он «был до такой степени беден, что, вероятно, умер бы с голоду, если бы, пока он еще был в живых, его не поддерживал Лоренцо де Медичи», это не так. Да, его уже не воспринимали как гениального мастера — эпоха сменилась и заказывали картины у других, к Боттичелли же заглядывали в мастерскую, чтобы поболтать. Недоброжелатели прозвали его дом за это академией болтунов. Тем не менее, нищим живописец не был. Он скончался в 1510 году и был погребен во Флоренции, где его прах покоится и сегодня.