Год издания: 1946
Страна: Франция
Маленький Франсуа де Лож рано лишился отца, а у матери не хватало средств, чтобы растить сына. Мальчика усыновил Гийом Вийон, капеллан церкви святого Бенедикта в Париже. Полученное Франсуа религиозное воспитание явно не пошло ему впрок. Поступив в университет, он быстро прославился делами, трудно совместимыми с учением Католической церкви — озорными проказами и стихосложением. Эти два увлечения молодого Вийона шагали нога в ногу: свои первые несохранившиеся стихи он посвятил невинной студенческой шалости. Вместе с однокашниками он стащил из владений мадам де ла Брюйер межевой камень, имевший неприличную форму и соответствующее прозвище.
Чуть позже озорство Вийона приобрело совсем уж криминальный характер. В уличной драке он смертельно ранил молодого священника и был вынужден спешно покинуть французскую столицу. В провинции молодой поэт не скучал, забавляясь с распутной настоятельницей аббатства Пор-Рояль. В январе 1456 года приемному папаше удалось вымолить у властей помилование для беспутного пасынка, и тот вернулся под отчий кров. В Париже он не сидел, сложа руки — в конце того же года Вийон с несколькими соучастниками ограбил Наваррский колледж. Поделив похищенные пятьдесят экю, преступники сбежали из города. Вскоре, Вийон стал своим человеком в криминальном мире Франции. Это доказывают несколько баллад, написанных им на секретном языке воровского братства кокийаров. Эту феню XV века до сих пор не могут расшифровать специалисты.
Летом 1460 года Вийон угодил в епископскую тюрьму в Орлеане, откуда смог выйти только благодаря королевской амнистии: друзья и поклонники поэта добились для него помилования. Его условием было то, что Вийон выплатит пострадавшим 120 экю. Расплата затянулась на два года, и когда в 1463 году Вийона опять замели за участие в массовой драке, он, как не выполнивший условия досрочного освобождения, угодил в парижскую тюрьму Шатле.
Дурные наклонности Вийона явно перевешивали в глазах современников его литературный дар, поэтому после пытки водой, судья приговорил его к повешенью. Франсуа подал прошение о помиловании, и в ожидании его сочинил в тюремной камере свой шедевр — «Большое завещание», состоящее из нескольких изумительных баллад. Неизвестно, успело ли это сочинение широко распространиться, но парижский парламент заменил казнь на десятилетнее изгнание из города.
Франсуа Вийон навсегда покинул Париж, и его дальнейшие следы затерялись на французских просторах. Можно лишь гадать, успел ли поэт увидеть первое печатное издание своих стихов, которое вышло в парижской типографии Пьера Леви в 1489 году.