Год издания: 1984
Страна: Сьерра-Леоне
В конце июня 1839 года из Гаваны вдоль кубинского побережья отправилась испанская шхуна с оптимистичным названием «Ла Амистад» (дружба). Путь она держала в один из кубинских портов, а на её борту находились 53 чернокожих раба, которых купили для работы на плантациях сахарного тростника. Вместе с остальными в трюме находился молодой Сенгбе Пье, не так давно вывезенный португальскими работорговцами из Сьерра-Леоне.
1 июля на корабле вспыхнуло восстание. В трюме невольники нашли ржавые инструменты, которыми перепилили цепи. Они вооружились найденными мачете и под руководством Сенгбе Пье перебили почти всю команду. Пощадили только двух белых, которым приказали повернуть шхуну в сторону родной Африки. Вот только бунтовщики пощадили не тех: уцелевшие работорговцы не были опытными мореходами. Они попытались обмануть негров и направить «Амистад» к одной из испанских колоний, но немного промахнулись. Шхуна вышла в Атлантический океан и двинулась на север.
Через некоторое время вдали показался берег. Это был американский Лонг-Айленд. Сторожевой корабль ВМС США «Вашингтон» отконвоировал «Амистад» в порт. Ошарашенные негры оказались за решёткой — испанцы смогли гораздо яснее объяснить, что стали жертвами мятежа, в котором виноваты чернокожие убийцы. Начался суд. Возникла юридическая проблема: на тот момент существовала большая разница между понятиями «рабство» и «работорговля». Продажа свободных людей в рабство почти везде была запрещена, а вот торговля теми, кто уже являлся невольниками в испанских владениях, а также в южных штатах США разрешалась. Испанцы утверждали, что они законно купили в Гаване рабов. Невольники объясняли, что их преступно выкрали и вывезли из родной Африки.
На сторону чернокожих встало набиравшее силу на севере США движение аболиционистов. Подсудимых защищал бывший президент Джон Куинси Адамс. Кстати, находившийся у власти в тот момент президент Мартин Ван Бюрен требовал демонстративно наказать мятежных рабов: он опасался, что их оправдание ухудшит отношения с Испанией и воспламенит чернокожих невольников в южных штатах. Тем не менее суд оправдал бунтовщиков и постановил вернуть их на родину. В 1842 году 35 выживших после бунта, плавания и тюремного заключения мятежника сошли на берег Африки.
Интересно сложилась судьба Сенгбе Пье. Дома он быстро понял, что выращивать рис не очень выгодно, и сам начал торговлю «чёрным деревом». Он организовывал набеги на соседние поселения и продавал пленных тем же работорговцам. Этим выгодным делом Сенгбе Пье занимался почти до самой смерти в 1879 году.