Властная тетка против интеллигенции
Император Айсиньгёро Цзайтянь, правивший под девизом «Гуансюй», вступил на престол в 1875 году, когда ему было всего 4 года, поэтому руководила всем его тетка Цыси. Когда же Гуансюй достиг совершеннолетия в 1889 году и необходимость в регентстве отпала, то Цыси удалилась в Летний императорский дворец, однако и оттуда она продолжала зорко следить за всем, что происходило во дворце. За время своего регентства она сумела сосредоточить всю власть в своих руках, даже теперь, когда император стал самостоятельным, ни один его указ не мог быть утвержден без согласия тетки.
Императрица Цыси
В 1890-х при дворе существовали две мощные враждующие группировки. Консерваторы были приверженцами Циси, ориентировались на выходцев с Севера Китая и выступали против углубления реформ, а во внешней политике рассчитывали на помощь со стороны России. Реформаторы, видное место сред которых занимал учитель императора ВэнТунхэ, заручились поддержкой ученой элиты юга и выступали за осторожные преобразования во внутренних делах государства, во внешней политике они надеялись на помощь со стороны Великобритании и Японии.
После поражения в войне с Японией и подписания в апреле 1895 года унизительного для Китая Симоносекского договора, в среде китайской интеллигенции стало расти негодование. 30 апреля в Пекин со всей страны съехались обладатели средней ученой степени цзюйжэнь для участия в экзаменах на высшую ученую степень. В столице прошли бурные собрания ученых, в которых за два дня приняли участие более 1,2 тысяч человек. Во главе организовавшегося движения интеллигенции встал политик и ученый Кан Ювэй. В конце апреля участники собраний составили «Коллективный меморандум» императору, в котором предлагался ряд реформ, таких как отказ от ратификации мирного договора, наказание виновных в поражении, модернизация армии, строительство железных дорог, модернизация сельского хозяйства, улучшений системы народного просвещения, принятие конфуцианства как общегосударственной религии и многое другое. Но правительство проигнорировало этот меморандум, как и три последующих. Только в 1897 году глава коллегии цензоров решился передать уже пятое по счету заявление Кан Ювэя императору. Но документ снова остался без ответа, однако его распространение в рукописном виде по столице сделало из Ювэя героя дня. Однако сам Ювэй намеревался уже покинуть столицу, но к нему явился учитель императора и пообещал обеспечить политику высочайшую аудиенцию. Но сделать это было непросто, великий князь Гун всячески препятствовал аудиенции, заставив Кан Ювэя написать еще один меморандум и отправив его на длительное рассмотрение в канцелярию. Возмущенный таким отношением консервативных чиновников Ювэй написал уже седьмой меморандум императору. Надо отметить, что император Гуансюй не раз пытался дать ход идеям реформаторов, еще начиная с третьего меморандума, однако всякий раз он сталкивался с препонами со стороны Циси или верных ей чиновников.
Император Айсиньгёро Цзайтянь
Весной 1898 года в очередной раз в столице собрались ученые для того, чтобы сдать экзамены на повышение степени.12 апреля состоялось учредительное собрание всекитайского патриотического общества сторонников реформ «Баогохуэй» («Союз защиты государства»), на котором помимо ученых присутствовали цензоры и видные сановники. После смерти князя Гуна реформаторы настаивали на срочном начале реформ, т. к. теперь клан консерваторов был ослаблен. 6 июня Ювэй написал еще одно обращение к императору. Гуансюй, ознакомившись с меморандумом решился на проведение реформ в стране.
Сто дней
11 июня 1898 года император выпустил первый указ «об основном политическом курсе государства», который ознаменовал начало реформ на последующие 103 дня. Документ был составлен очень аккуратно и в общих выражениях, чтобы не насторожить Цыси, но давал ясно понять о решимости императора в отношении проведения реформ. 13 июня вышел указ о назначении аудиенции Кан Ювэю и другим лидерам реформаторов. Это стало вызовом партии консерваторов и противоречило обычаям, т. к. Кан Ювэй обладал недостаточно высоким чиновничьим рангом для встречи с императором. Цыси, как старейшина правящего маньчжурского клана, потребовала немедленно отстранить учителя императора Ван Тунхэ от всех занимаемых постов и выслать его из столицы. Император был вынужден подчиниться желанию властной тетки. Кроме того Цыси добилась назначения своего родственника Жунлу главнокомандующим всеми войсками столичного военного округа.
Политик и ученый Кан Ювэй
16 июня Кан Ювэй был принят императором в его летней резиденции. На Кан Ювэя она произвела отрицательное впечатление, т. к. политик окончательно понял беспомощность императора перед своей теткой. Кроме того, реформаторы надеялись, что после встречи император пожалует Ювэю ответственный государственный пост, но он стал всего лишь секретарём второго класса верховного императорского совета с прикомандированием к канцелярии иностранных дел. Однако, после аудиенции Гуансюй решился отменить экзаменационные сочинения стилем «багу», что вызвало оживление в Пекине и радость в рядах реформаторов. Даже Цыси отнеслась к этой идее благосклонно и дала свое согласие. Однако в среде консерваторов указ вызвал негодование, а друзья стали опасаться за жизнь Кан Ювэя.
Генерал Юань Шикай
После встречи с Кан Ювэем император укрепился в стремлении упрочить свою власть. Он приблизил к себе сторонников реформ и назначал их в различные правительственные учреждения. Император снял с должностей глав приказа церемоний за нарушение указа, даровавшего всем подданным империи право беспрепятственно обращаться к императору с меморандумами. На их места были назначены сторонники преобразований. 5 сентября был издан указ о даровании ряду реформаторов ранга сановников четвертой степени. Таким образом оформился «внутренний кабинет», через который проходили все меморандумы, однако Кан Ювэй оставался в тени, хотя и направлял деятельность своих единомышленников. Консерваторы, не ожидавшие такой решительности от императора, поняли, что в любой момент их может постигнуть участь глав приказа церемоний. Назревал дворцовый переворот.
Переворот и предательство
Кан Ювэй понимал, что эффективно провести реформы без поддержки армии не удастся. В своих меморандумах он предлагал создать императорскую гвардию и перенести столицу на юг. Император согласился с тем, что необходимо создать опору в армии. Реформаторы обратились к генералу Юань Шикаю, который долго был на дипломатической службе в Корее и иногда высказывался за проведение некоторых реформ. 14 сентября Шикай прибыл в Пекин и встретился с императором, после чего был издан указ, который фактически выводил Шикая и его войска из-под контроля Жунлу и делал его заместителем главы приказа, что позволяло Шикаю обращаться к императору напрямую. На совещании руководителей «Союза защиты государства» было решено послать одного из реформаторов к Юань Шикаю, чтобы склонить его к вооруженному выступлению. Шикай отметил, что неожиданное стягивание его войск из Тяньцзиня в Пекин может вызвать подозрения со стороны Цыси и план будет раскрыт. Генерал предложил отложить выступление до осмотра императором войск в Тяньцзине в октябре, во время которого император укрылся бы в казармах, а все консерваторы были бы казнены как мятежники.
Между тем, консерваторы тоже готовили свой план дворцового переворота. 5 сентября группа консерваторов отправилась к Жунлу, чтобы разработать вариант отстранения императора от престола. По указанию Жунлу был написан меморандум Цыси, в котором говорилось об измене императора заветам предков и предлагалось Цыси взять власть в свои руки. После назначения Шикая на ответственный пост, Жунлу принял ряд мер и стал постепенно стягивать войска в Тяньцзинь. Жунлу вызвал Шикая для организации обороны побережья в связи с тем, что у порта Тангу якобы появились английские корабли. Император был вынужден отпустить Шикая, но поручил ему убить Жунлу. Но император не догадывался, что пригрел на груди змею.
Арестованные лидеры реформаторов
20 сентября Юань Шикай прибыл в Тяньцзинь и немедленно выдал Жунлу планы императора и реформаторов. Обо всем тотчас же доложили Цыси в телеграмме, а сам Жунлу с войсками выехал к Пекину. 21 сентября, после получения сообщений об измене, Цыси с помощью маньчжурской дворцовой гвардии арестовала императора и его приспешников. Цыси забрала у Гуансюя императорскую печать и в тот же день издала от его имени указ о передачи власти себе. Начались аресты реформаторов, в провинции отправляли письма о том, что император якобы умер, приняв пилюли, принесенные Кан Ювэем. Его требовалось арестовать и казнить на месте. Но Ювэю удалось скрыться, некоторым членам «внутреннего кабинета» тоже удалось бежать. Арестованные лидеры реформаторов ожидали в тюрьме допроса, но внезапно из дворца было получено распоряжение казнить их немедленно. 28 сентября 1898 года на площади Цайшикоу приговор привели в исполнение на площади Цайшикоу, а вслед за этим начались казни и других видных сторонников преобразований.
Цыси приказала сжечь все книги когда-либо написанные Кан Ювэем как еретические. Также она отменила подавляющее большинство изданных императором указов, в том числе указ об экзаменах, о порядке подачи меморандумов трону, о создании школ для изучения западных наук. Однако, Цыси не стала упразднять созданный императором Пекинский университет, чтобы доказать, что и она не чужда преобразованиям. После переворота императора было решено представить как тяжелобольного, а сам Гуансюй содержался под неусыпной охраной на острове Иньтай посреди озера Наньхай внутри Запретного города.