Имеют право
В переводе с французского «Sufrage» означает «право голоса», «избирательное право». Именно возможность принимать участие в выборах была главной целью суфражисток Великобритании и США конца XIX — начала XX века. Стоит отметить, что полностью бесправными дамы на тот момент уже не были. Они организовывали светские салоны и могли оказывать влияние на политические события через своих могущественных друзей-мужчин. Однако официального права голоса у них не было.
Одним из лозунгов суфражисток стало заявление французской писательницы XVIII века Олимпии де Гуж: «Женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна также иметь право всходить на трибуну». Суфражистки основали две партии: «Национальный союз феминисток» и «Женскую либеральную партию».
Члены этих партий признавали только методы — переговоры, митинги, распространение брошюр. А вот левые «Национальный женский социальный и политический союз» и «Женская лига свободы» манифестировали: «Наши методы боевые и неконституциональные. Они направлены исключительно против правительства, стоящего теперь у власти».
Наука и хулиганство
На деле методы борьбы были самые разнообразные. Суфражистки обожали шумные парады и шествия. На одном таком женщины задумали похоронить билль о женских правах. Они облачились в траурные одежды и с плачем и стенаниями шли по улицам Лондона. Перед процессией везли тележку, в которой лежал билль, закутанный в саван.
В российских газетах сохранились заметки и событиях в Англии начала XX века. Например, в «Русском слове» за 1908 год читаем: «Суфражистки устроили сегодня большую демонстрацию, стараясь ворваться в здание министерства финансов в тот момент, когда министры собрались на первый совет в этом году. Попытка эта не удалась, так как полицейские вывели оттуда силой всех женщин. Сенсацию произвела новая их тактика: две суфражистки привезли с собой цепи, которыми они прикрепили себя к железной решетке перед министерством. Долго полиция возилась, чтобы разбить замки. Женщины протестовали против этого криками: «Здесь мы во имя справедливости».
Доставалось и противникам суфражисток, например, одному из главных недругов активисток премьер-министру Герберту Генри Асквиту. Суфражистки били стекла в его доме и клеили плакаты со скандальным содержанием. В газете «Голос Москвы» в 1909 опубликовали заметку: «Английские суфражистки придумали новое средство, чтобы добиться свидания с премьер-министром Асквитом.
Две из них отправились в почтовое отделение и сдали себя на почту в качестве «посылок», что разрешается английскими почтовыми правилами. Почтальон препроводил их до самой квартиры министра, но здесь они встретили сопротивление со стороны дежурного полисмена, не пропустившего их в дом и объявившего суфражисткам, что они будут считаться «посылками до востребования».
Не поздоровилось и Уинстону Черчиллю. Женщины регулярно забрасывали его камнями, преследовали и даже грозились похитить его сына, так что премьеру пришлось нанять телохранителей. Однажды в Бристоле на Черчилля напала женщина с палкой и выкрикнула: «Грязная скотина, английская женщина заслуживает уважения!» Иногда женщины и попросту хулиганили: разбивали витрины, поджигали почтовые ящики. Были среди активисток и вполне серьезные женщины. Можно отметить, например, Миллисенту Фаусетт, писательницу и доктора права, написавшую несколько трудов по политэкономии.
Страсти накалились
В 1907 правительство Великобритании попыталось заключить перемирие: в парламенте был создан комитет в защиту избирательного права для женщин. Год за годом он предлагал соответствующий закон, и год за годом его отклоняли. В 1912 активистки стали вести себя агрессивно: они поджигали пустующие дома, бросали камни в полицейских и мешали работе железных дорог.
В 1914 разразился скандал: суфражистка Мария Ричардсон в знак протеста против преследования активистки миссис Панкхерст повредила картину Веласкеса «Венера с зеркалом и Амуром». Ричардсон приговорили к 6 месяцам тюрьмы, а картину на всякий случай оградили стеклом.
В 1918, после окончания Первой мировой войны, парламент Великобритании принял закон, который позволял голосовать женщинам старше 30 лет, являющимся главой семейства или состоящим в браке с главой семейства, а также тем, кто окончил университет. В 1928 по Закону о народном представительстве женщин уравняли в правах с мужчинами.