Война трех монархов
После окончания войны первой коалиции в 1797 году ни одна из сторон не была довольна сложившимся положением: австрийцы лишились владений в Голландии и Италии, а французское правительство было недовольно слишком умеренными, по их мнению, условиями мира, заключенного генералом Бонапартом.
В 1798 году сформировалась новая (вторая) антифранцузская коалиция. В нее вошли Англия, Австрия и Россия. Также к коалиции присоединились Турция и Неополитанское королевство, но значительного влияния на ход войны они не оказали. Пруссия и германские княжества сохранили недружелюбный к союзникам нейтралитет.
Карта Европы в 1799 году
Боевые действия в 1799 году развернулись сразу на четырех театрах: в Голландии, на Рейне, в Средиземном море. Но самым интересным с точки зрения военного искусства и достигнутых результатов явился итальянский театр.
Суворов в Италии
В начале апреля в северную Италию прибыл Суворов, назначенный командующим объединенной австро-русской армией. Сразу по прибытии в армию Суворов принялся обучать австрийские войска на свой манер, ожидая подхода подкреплений: корпуса Розенберга из России и австрийского отряда из Швейцарии. Соединив армию воедино, Суворов двинулся на Милан, оставив корпус Края (15 тыс) осаждать мощную крепость Мантую.
Карта Итальянской кампании А. В. Суворова
Остальные силы (около 50 тыс, из которых только четверть были русские войска) 14 апреля подошли к реке Адде, левому притоку реки По. Здесь Суворов впервые встретился с французской армией (до 28 тыс). Французы расположились кордоном, стремясь прикрыть реку, которая была значительным препятствием на пути противника, и растянули свои силы более чем на 100 км. Однако такое рассредоточение сил сыграло с ними злую шутку — Суворов сумел перехватить инициативу и решил атаковать врага по нескольким направлениям.
Перед битвой. Моро принимает бой
Перед самым сражением командование французскими войсками было передано от бесталанного генерала Шерера, одному из самых блестящих командиров молодой республики — Жану Виктору Моро. По отваге и дарованиям его превосходил разве что сам Бонапарт. Как только Моро принял командование, он попытался исправить дислокацию армии, сосредоточив на угрожаемых направлениях как можно больше войск. Но было поздно.
Пехотинцы революционной армии.
Переправа и ночной бой
В ночь на 16 апреля было назначено общее наступление союзников. Суворов предполагал переправиться в трех местах, нанося главный удар в центре, у местечка Треццио — в самом неудобном месте, где его никак не мог ожидать противник. Несмотря на сложности с наведением мостов, французы совсем не наблюдали переправу в этом месте и обнаружили союзников только тогда, когда последние уже атаковали сам Треццо. Моро, убедившись, что именно тут переправляются главные силы противника, попытался сосредоточить против них дивизии Виктора и Гренье.
Отряды союзников начали движение от Треццо на юг, но были остановлены Гренье, который с подходом подкреплений сам перешел в наступление. На помощь Отту, который едва держался против французов, спешили отряды под командованием Шателера, но положения это не изменило, а один из батальонов и вовсе был изрублен французской кавалерией. Над центром армии союзников нависла угроза разгрома.
Карта сражения при Адде
Кульминация боя
В этот момент донской атаман Денисов силами трех казачьих полков (тех, что приняли участие в бою при Лекко накануне) и австрийскими гусарами атаковал левый фланг Гренье, обрушился на вражескую пехоту и прижал ее к селению Поццо. Эта атака дала время австрийской пехоте прийти в себя, дождаться подкреплений и атаковать деревни Поццо и Ваприо, где закрепились французы. Гренье не выдержал и начал отходить.
Моро планировал занять новую позицию у Кассано, где с самого утра слышалась канонада. Однако, к этому моменту Кассано также было занято союзниками, благодаря действиям австрийского генерала Меласа, которому Суворов поручил взять селение во что бы то ни стало. В ходе упорного боя австрийцы развернули против Кассано батарею из 30 орудий и после артподготовки бросились на укрепления и мгновенно овладели ими. Моро объявил общее отступление. В руках союзников оказалась кратчайшая дорога на Милан, а французы вынуждены были отходить окружными путями.
Пленение Серюрье и отступление французов
Третья дивизия Моро под командованием Серюрье была связана боем у Бривио (севернее Треццио). Французский генерал, получив от командующего приказ оставаться на месте, с частью сил действительно остался неподалеку от Бривио, где и был окружен на следующий день и сдался вместе со всеми знаменами и артиллерией. Было пленено около 3 тысяч человек.
Тяжелый 12-часовой бой закончился полной победой союзников. Дорога на Милан, столицу марионеточной Цизальпийской республики, была открыта. Однако войска фельдмаршала были настолько утомлены, что ни о каком преследовании не могло идти и речи. Заночевали прямо на поле боя. Моро спешно отступал на запад к Павии и французской границе.
А. И. Шарлемань. Торжественная встреча A. B. Суворова в Милане 18 апреля 1799 г
Потери французов составили около 8 тысяч человек (из них только 2500 убитыми и ранеными), союзники недосчитались 2500 человек. После известия о победе союзников, Милане вспыхнули антифранцузское и антиреспубликанское восстания. Народ горячо приветствовал Суворова и его войска, когда они входили в город в день Пасхи 18 апреля 1799 года. Справедливости ради стоит сказать, что так же восторженно народ всего несколько лет назад приветствовал другого великого полководца — генерала Бонапарта.
Итоги сражения
Известие о победе над французами при Адде было с радостью принято как в Вене, так и в Петербурге. Императоры осыпали полководца похвалами, казалось, установилось полное взаимопонимание между союзниками. Но очень скоро стало ясно, что все не так безоблачно: всего через несколько недель противоречия между Суворовым и венским кабинетом дошли до открытой неприязни, о чем Александр Васильевич неоднократно сообщал в письмах императору и русскому послу в Вене.
Итальянская кампания началась с уверенного доминирования союзников. Суворов быстрыми и решительными действиями перенял инициативу, нанес решительное поражение французам и закрепился в северной Италии. Верно учтя невыгоды расположения противника вдоль реки, полководец сумел рассечь армию противника на несколько частей и нанести им поражение по частям, используя превосходство в численности и мобильности.
Интересно, что сражение при Адде было одним из немногих в его биографии, где Александр Васильевич имел перевес в силах. Русская военная мысль в лице Суворова выдержала испытание в сражении с самой передовой армией того времени.