Маховик запущен
Дело «врачей-убийц», по сути, стало финальным аккордом масштабной кампании по «лечению» космополитизма в Советском Союзе. Эта борьба была прикрыта благими намерениями, но на деле представляла собой не что иное, как самый настоящий антисемитизм. Искоренение «безродных космополитов» началось ещё в 1946 году. Тогда Сталин поочерёдно убрал сначала Лаврентия Берию, а потом и его приближённого — генерала Меркулова. А вместо последнего назначил своего «друга» — Виктора Абакумова. Это было сделано с одной единственной целью — укрепление собственной власти.
В КПСС с легкой руки Сталина появились такие люди, как Вознесенский, Жданов, Кузнецов. Как раз последний поставил на должность главы лечебно-санитарного управления Егорова. Того самого врача, который «надавил» на Тимашук и не позволил ей спасти Жданова.
Интересно ещё то, что поначалу Иосиф Виссарионович к доносу Тимашук отнесся скептически и отправил его в архив. Но уже спустя год его забрали с полки и превратили в главный аргумент для проведения большой «чистки» в Кремлёвской больнице.
«Символ советского патриотизма»
В январе 1953 года все крупнейшие газеты СССР рассказали своим читателям об аресте группы врачей-вредителей. В публикациях говорилось следующее: «некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путём вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». Дальше — больше. Из газетных заметок становилось понятно, что врачи, пользуясь своим высокопоставленным положением и безграничной верой пациентов, находили у них «неправильные» болезни. А лечением доводили до «гранита и оградки».
В газетах от 13 января 1953 года говорилось о девяти арестованных, шесть из которых были евреями: М. Вовси, Я. Этингере, А. Фельдмане, М. Когане, Б. Когане, А. Гринштейне. Оставшиеся трое — русские: В. Виноградов, П. Егоров и Г. Майоров. Им всем предъявили одно и то же обвинение — организация «сионистского» антисоветского заговора против членов партии СССР.
Но арестованы все они были ещё в период с июля 1951 года по ноябрь 1952-го. Число арестованный по «делу врачей» постоянно росло. Так, под стражу попали, например, писатель Л. Шеин и хранитель забальзамированного тела Ленина Б. Збарский.
Чуть позже лишились свободы ещё двенадцать медиков, большинство из которых также были евреями. Затем досталось и семи врачам других национальностей.
Всем инкриминировали связь с еврейской буржуазно-националистической организацией «Joint». Всем, кроме «счастливчиков» Виноградова и Егорова. Их причислили к британской разведке MI-6.
А Лидию Тимашук искупали в океане славы. Её наградили орденом Ленина, окрестили народной героиней и «символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины».
По приказу Запада
Сталин был на 100% уверен в правильности действий. Он не сомневался, что все арестанты-евреи — это пособники, а то и полноценные агенты США и Британии. Поэтому Иосиф Виссарионович требовал любой ценой выбить из них признания. Ему хотелось знать истинные мотивы коварных врачей-предателей. Но медики отказывались признавать себя врагами государства.
Тогда за дело взялся подполковник Рюмин. Именно он в 1951 году предупреждал Сталина о том, что евреи, сидящие в органах госбезопасности, стали предателями и готовят переворот. Ну, а спустя год это было подтверждено благодаря «делу врачей».
Чудесное спасение
В том же январе 1953 года особый сотрудник МГБ Николай Месяцев решил влезть в резонансное дело и провести независимое расследование. И буквально через несколько дней он пришёл к выводу, что нападки на врачей-евреев были сфабрикованы, а улики банально фальсифицированы. На то, чтобы развалить дело потребовался всего лишь месяц. Но неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не мартовское событие — смерть Сталина.
Как только вождя не стало, словно по щелчку пальцев прекратилась и антисемитская политика. Спустя десять дней с кончины Сталина была организована отмена уголовного дела. И в начале апреля опальных врачей-евреев восстановили в должностях. Кстати, не забыли и о Тимашук. Её лишили награды, а спустя год — отправили на пенсию. Больше всех пострадал рьяный антисемит Рюмин. В 1954 году его приговорили к высшей мере наказания и расстреляли.