Говорят, что Борис Михайлович Шапошников был единственным из советских военачальников той поры, кто мог обращаться к Сталину по имени-отчеству. Для всех остальных вождь был только «товарищ Сталин». Несколько других любопытных деталей из жизни маршала Шапошникова — в нашем небольшом сюжете.
Борису Михайловичу Шапошникову должны быть обязаны многие советские военачальники, потому что он, как принято говорить, многих из них сделал. Наглядный пример — маршал Василевский. Шапошников его заметил, всячески продвигал, принял в Генштаб и, что важнее, представил Сталину. Сталин потом называл Василевского «шапошниковской школой».
Борис Шапошников с женой Марией и сыном Игорем, 1936 год
Все это неудивительно: сумевший добиться многого еще после Гражданской войны, Шапошников был на порядок старше большинства военачальников в годы Великой Отечественной, лет на десять-пятнадцать, и из жизни он ушел, не дожив 44 дня до конца войны.
Борис Шапошников был очень близок к Сталину. Тот, безусловно, его уважал и называл, что редкость, по имени-отчеству, да и вообще держал своим фактически советником по военным вопросам с конца 30-х годов. Репрессии, пролетевшие ураганом и по армии, Шапошникова не коснулись и не пошатнули его позиции. Напротив, в июне 1937 года он вошел в состав Специального судебного присутствия, которое осудило к смертной казни Тухачевского, Якира, Уборевича и других. Армия теряла офицеров одного за другим, репрессии шли полным ходом, а Шапошников продолжал оставаться теоретиком и практиком военной науки. Кроме того, он был депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК ВКП (б), членом ЦИК СССР. Иначе говоря, успешно продвигался на различных уровнях.
Иосиф Сталин разговаривает с Борисом Шапошниковым во время подписания Пакта о ненападении, 1939 год
Шапошникова называли «патриархом Генерального штаба». И действительно, будучи его начальником, Шапошников имел непререкаемый авторитет, а при его непосредственном участии были разработаны предложения по подготовке и ведению важнейших операций советских войск 1941 — 1942 годов: отступление в 1941 году, Смоленское сражение, контрнаступление и общее наступление Красной армии зимой 1941 — 1942 годов.
С поста начальника Генштаба Шапошников ушел по болезни, оставив его своему протеже Василевскому. Сам же работал сперва в Наркомате обороны, а потом в Военной академии Генерального штаба, писал мемуары. Правда, закончить их так и не успел.