Начало Английской революции
22 августа 1642 года английский король Карл I поднял свое знамя в Ноттингеме, что означало переход к вооруженной борьбе против парламента. Так начались военные действия английской Гражданской войны. Наступлению короля на Лондон предшествовали склоки монарха и парламента. Созвав парламент, чтобы пополнить свою казну, Карл не смог договориться с законодателями. Попытка арестовать лидеров английского парламента в январе 1642 года считается началом Английской революции.
Политически революция была борьбой роялистов, прозванных кавалерами, и сторонников парламента, прозванных круглоголовыми. Интересно, каким было происхождение этих прозвищ. Слово «кавалер» имеет общую этимологию с французским «шевалье» и испанским «кабальеро» и первоначально использовалось противниками роялистов в уничижительном смысле.
«Круглоголовые» — сторонники парламента
Прозвище «круглоголовые» сторонникам парламента дали кавалеры, за их короткую стрижку, так как лидеры парламентской армии, отправляясь в поход, обрили виски в знак своей решимости победить. Война имела глубокие социальные, экономические и религиозные причины. Это и борьба старой знати и нового класса буржуа, и противостояние богатых и бедных, и борьба католических, англиканских и пуританских элементов. Последние стремились радикально реформировать церковь, очистив ее (отсюда само название пуритан от лат. puritas — чистота) от всего католического.
На стороне короля выступили земледельческие графства северной и западной Англии. Под контролем парламента были промышленные области центра и юга. Королевская армия, состоявшая из дворян, отличалась лучшими качествами и корпоративным духом, однако ей недоставало дисциплины. Пока парламентская армия состояла из ополчения, выставляемого разными графствами, превосходство роялистов было неоспоримым.
Будущий реформатор и диктатор Англии Оливер Кромвель так отзывался о парламентской армии: «Ваши войска состоят большею частью из старых одряхлевших лакеев, кабатчиков и тому подобного сброда. Войска же противника — это сыновья дворян и знатные молодые люди. Неужели вы воображаете, что мужество таких низких малых, как ваши солдаты, когда-нибудь может потягаться с мужеством людей, у которых в сердце есть честь, отвага и решимость?».
В первом же крупном сражении при Эджхилле армия парламента потерпела поражение. Однако решительного результата добиться не удалось — «круглоголовые» сохранили боеспособность, что показала битва при Тернем-Грине 13 ноября, когда роялисты были остановлены в нескольких километрах от Лондона.
С обеих сторон во главе армии стали аристократы: командующим роялистов был принц Руперт Пфальцский (племянник короля), командующим парламентскими войсками — граф Эссекс. Офицерский корпус и роялистов, и сторонников парламента состоял из дворян, имевших опыт Тридцатилетней войны.
Особенности Гражданской войны наложили свой отпечаток на облик армий. Пехота в них была весьма посредственная, а главная роль отводилась коннице, составлявшей до половины состава войск. Сражение сводилось к разгрому более сильным флангом более слабого и стычке пехоты в центре. Всякий раз, когда кавалерия Руперта громила круглоголовых на своем фланге, его всадники бросались преследовать бегущих и уже не принимали участия в остальном сражении. Армиям не хватало сплоченности, организации и дисциплины. Эти недостатки в своей армии постарался преодолеть Оливер Кромвель.
Старый железнобокий
Кромвель родился в 1599 году. Он был сыном состоятельного пивовара, по убеждениям радикальным пуританином. Именно его предложение лишить короля военной власти послужило поводом к началу Гражданской войны. Он хорошо видел недостатки военной организации парламентской армии, где командный состав не был готов к решительным изменениям в стране, а хотел лишь несколько ограничить власть короля.
В начале 1643 года Кромвель сформировал кавалерийский полк из политических и религиозных единомышленников. Его солдаты сражались за идею, что резко отличало их и от солдат парламента, и от роялистов. Идеалы пуританства позволили создать нового бойца: упорного, целеустремленного, дисциплинированного. Полк Кромвеля называли «железнобокими» по прозвищу его командира «Старый железнобокий» (игра слов «ironside» — отважный, «iron» — железный, «side» — бок, намек на кирасы).
«Железнобокие» стали настоящей элитой парламентской армии. Они получали хорошее жалованье, каждый имел собственную лошадь, среди них было много образованных людей. Вооружение состояло из сабли, карабина и двух пистолей, в бою носили кирасы и легкие шлемы. В сражениях они атаковали поэскадронно, сомкнутым строем, выстроившись в три-четыре шеренги, атаковали рысью, стреляли в упор и бросались врукопашную. Вскоре полк Кромвеля стал лучшим во всей армии.
Новая армия
В битвах, где принимали участие железнобокие, парламентским войскам неизменно сопутствовал успех. После победы при Марстон-Муре парламент поручает Кромвелю создать «Армию нового образца» числом в 20 тысяч человек. Все расходы брал на себя парламент. Армия состояла из 11 кавалерийских полков по образцу железнобоких, 12 пехотных полков, вооруженных новыми кремниевыми мушкетами, и полка драгун. Была реорганизована полевая артиллерия. Пехотинцы стали носить знаменитые красные мундиры, просуществовавшие до Первой мировой войны. Членам парламента запрещалось занимать какие-либо посты в армии, исключение было сделано только для Кромвеля, чья популярность в войсках была невероятна. Офицеров стали назначать, а не избирать. Формально главнокомандующим стал Томас Ферфакс. Из нерегулярного ополчения силы парламента превратились в постоянную армию.
Решающая схватка
Результат не заставил себя ждать. 14 июня 1645 года армия парламента встретилась с кавалерами при Несби. Карл I имел 4 тысяч пехоты и столько же конницы, у Ферфакса было вдвое больше сил. Принц Руперт уговорил короля атаковать круглоголовых, несмотря на превосходство последних. Войска выстроились друг против друга: в центре традиционно расположилась пехота, на флангах — конница. Правым флангом роялистов командовал Руперт, правым флангом круглоголовых — Кромвель.
Первым решительную атаку повел пфальцский ландграф. Пехота и конница Руперта обрушились на силы парламента и после нескольких упорных атак кавалерия левого фланга Айртона, была разгромлена. Некоторые всадники бежали до самого Нортгемптона в 25 км от поля боя. Однако, как это уже случалось, конница Руперта увлеклась преследованием бегущих и оставила свою пехоту без поддержки. В это время Кромвель ввел в бой кавалерию резерва, укрепив левое крыло, разбил на правом фланге конницу роялистов и, задержав наступление пехоты короля, дал время своей пехоте оправиться. Затем вся армия перешла в наступление, и войска Карла I дрогнули. Из 8 тысяч солдат кавалеров около 2 тысяч было убито, вдвое больше захвачено в плен.
Лучшие солдаты королевской армии остались лежать на поле битвы при Нейсби. Это предопределило исход противостояния парламента и короля. Монарх больше не мог бороться с парламентом, и война была окончена. Но вскоре начались раздоры в стане победителей — разгорелось противостояние между солдатами и парламентом. Но это уже другая история…