Йом-кипур в Израиле отмечают практически все, даже не очень верующие и вовсе не верующие люди, ведь это — день подведения итогов, покаяния и отпущения грехов. Итоги и грехи есть у всех, всем есть, в чём каяться. Это день строгого поста и молитвы, полного воздержания от работы. На дорогах в этот день пусто, только машины скорой помощи, полиции и пожарных, то есть тех, от кого зависят жизни людей. В Йом-кипур 1973-го жизни в Израиле зависели в основном от военных.
Йом-кипур («День искупления», «Судный день», «День всепрощения») в иудаизме — самый важный из отмечаемых в Израиле дней: день поста, покаяния и отпущения грехов.
Как всё… продолжалось
В 1956 году президент Египта Гамаль Абдель Насер, арабский националист, стремившийся к «революционному объединению» всех арабов, спровоцировал международный кризис вокруг национализированного им Суэцкого канала, который до этого управлялся Компанией, находившейся под контролем Великобритании. В ответ на действия Египта военные контингенты Израиля, Великобритании и Франции начали военные действия, в ходе которых были захвачены Синайский полуостров и сектор Газа. Вмешательство СССР и США привело к тому, что было достигнуто перемирие, Синайский полуостров был возвращен Египту и на нем разместились войска ООН.
Насер совершил резкий поворот в египетской внешней политике и начал сближение с СССР, что вполне отвечало планам советского руководства на «перехват» арабского мира из-под западного влияния. Отношения между Израилем и Египтом до поры до времени оставались относительно спокойными, зато обострился сирийско-израильский конфликт из-за водных ресурсов. Сирия пыталась отвести воды реки Иордан, впадающей в озеро Кинерет на территории Израиля, происходили столкновения с применением танков и авиации. Заключение в 1966 году сирийско-египетского союза в попытке возродить Объединенную арабскую республику (ОАР), союз Египта и Сирии, существовавший до 1961 года, вновь «разворачивает» Насера в сторону конфликта с Израилем, к египетско-сирийскому военному союзу присоединяются Иордания и Ирак, соседние страны (Алжир, Саудовская Аравия и другие) также выражают готовность поддержать святое дело «уничтожения сионистского государства». Войска ООН эвакуируются с Синая. Война становится неизбежной.
В обстановке строжайшей секретности ВВС Израиля подготовили и нанесли утром 5 июня 1967 года удар по египетским авиабазам, уничтожив (преимущественно на земле) ¾ египетской военной авиации. В тот же день была полностью уничтожена авиация Иордании, около половины сирийской и небольшая часть иракской. Израиль захватил практически полное господство в воздухе, что послужило одной из главных причин дальнейшего стремительного развития событий.
За 6 дней войны, сражаясь на трех фронтах — Синайском, Иорданском и Сирийском — израильская армия захватила Синайский полуостров, западный берег Иордана, сектор Газа, Восточный Иерусалим и Голанские высоты,
Между войнами
Руководство Израиля это понимало, поэтому, стремясь избежать новой большой войны, предложило возврат бо́льшей части вновь приобретенных территорий в обмен на гарантии безопасности. Ответом арабского мира была так называемая Хартумская резолюция, принятая на состоявшейся в суданской столице встрече глав восьми арабских государств. В ней были сформулирована коллективная позиция: никакого мира с Израилем, никакого признания Израиля, никаких переговоров с Израилем. Фактически это было подтверждение отказа еврейскому государству в праве на существование.
Обе стороны — и Израиль, и арабский мир — готовились к будущей войне. Израиль строил укрепления на Синае и Голанских высотах, армия пополнялась техникой и постоянно тренировалась. Египетские и сирийские офицеры учились в советских военных академиях, а вооружённые силы осваивали самолёты, танки и артиллерийские системы, тоже в немалой степени советские и, в отличие от техники, имевшейся в распоряжении Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), преимущественно новые.
Израильское руководство было достаточно едино в оценке решимости противника начать войну. Правительство, в частности премьер-министр Голда Меир и министр обороны Моше Даян, исходило из того, что угроза вторжения преувеличена и необходимо пытаться сохранить мир.
Война…
Рано утром 6 октября по каналам разведки пришло сообщение, что к вечеру Египет и Сирия планируют нанесение удара по израильским передовым частям. Начальник Генерального штаба Давид Элизар предложил нанести превентивный удар силами ВВС, но политическое руководство отвергло эту вполне здравую с чисто военной точки зрения идею: такой шаг помог бы врагам Израиля выставить его агрессором перед всем миром, в целом и так не слишком дружелюбным по отношению к еврейскому государству.
В первые дни войны критическая ситуация сложилась на сирийском фронте: для обстрела израильской территории со стороны Египта войскам Садата требовалось сначала преодолеть Синайский полуостров, а успешные действия армии Хафеза Асада на Голанских высотах практически сразу создавали угрозу наиболее густонаселенным районам Израиля. Поэтому в первые дни войны основное внимание командования ЦАХАЛ было сосредоточено на этом направлении: сюда срочно, даже без минимальной подготовки перебрасывались танковые части и противотанковая артиллерия. Ценой немалых потерь, благодаря выдающемуся мужеству своих бойцов, стремительной переброске подкреплений и отсутствию должной тактической гибкости у сирийцев к 5-му дню войны Голанские высоты были возвращены под контроль израильских военных, после чего в результате многочасовой дискуссии руководство страны приняло решение развивать наступление вглубь сирийской территории. Довольно быстро в направлении Дамаска образовался выступ, позволявший применять дальнобойную артиллерию для обстрела сирийской столицы, однако неприятным сюрпризом стало появление на его южном фасе иорданских и иракских соединений. Их контратаки заставили наступающие израильские войска остановиться.
На Синайском полуострове египтяне поначалу действовали весьма эффективно, сумев нанести значительные потери обороняющимся и контратакующим частям ЦАХАЛ. Однако, стремясь оказать срочную помощь сирийскому союзнику, Садат вскоре отдал приказ быстро организовать прорывное наступление. Оно началось 14 октября, когда израильтяне уже успели собрать силы и подготовиться к его отражению, уже 15-но, нащупывая слабые места в расположении противника, они перешли в контратаку. В этот день на восточной стороне Суэцкого канала началось самое кровопролитное сражение этой войны — «битва за Китайскую ферму» (сельскохозяйственная станция, находившаяся в этом районе, имела много японского оборудования, и бойцы приняли японские иероглифы за китайские). Оно продолжалось три дня, противоборствующие стороны понесли сопоставимые потери, но израильтянам удалось навести понтонные мосты через Суэцкий канал и вывести танковые части в тыл противника. Угроза прорыва египетских войск на Синайском полуострове была ликвидирована.
Думаю, что теперь, до некоторой степени благодаря той войне, даже неевреи, никогда прежде не слышавшие ничего о Судном дне, знают, что это самый торжественный и самый священный день еврейского календаря. Это тот единственный день в году, когда евреи всего мира, даже не слишком верующие, объединяются, как-то его отмечая.
Голда Меир «Моя жизнь»
Развитие конфликта вызвало серьезную тревогу у «сверхдержав» — СССР и США. В Москву направился госсекретарь США Генри Киссинджер, который в течение двух дней вел переговоры с советским руководством. Был согласован проект резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривающий немедленное прекращение огня, однако участники конфликта не торопились на него соглашаться. Только 25 октября, под мощным советско-американским дипломатическим нажимом боевые действия были остановлены.
Итоги
По итогам войны Израиль сохранил контроль практически над всем Синайским полуостровом, его войска были отведены на 32 км восточнее канала. Сирия удержала часть Голанских высот, но эта территория была объявлена демилитаризованной зоной под контролем ооновских «голубых касок».
Израильское общество требовало назвать причины, по которым война началась при столь очевидном преимуществе противника, включая фактор внезапности. Была создана специальная комиссия под председательством главы Верховного суда Шимона Аграната. В течение нескольких месяцев двое судей, два отставных генерала и государственный контролер заслушивали показания, изучали документы и материалы. Они пришли к выводу, что ответственность должна быть возложена на руководство армии и разведки. Правительство от прямых обвинений освободили, но вскоре после публикации первого отчета Голда Меир и ее министры всё же ушли в отставку.
Ещё в ходе войны. 17 октября Организация арабских стран — экспортеров нефти (ОАПЕК) заявили о прекращении поставок нефти странам Запада, поддержавшим Израиль. Это вызвало резкое удорожание нефти и стало первым примером «энергетического шантажа» с политическими целями, с тех пор использовавшегося неоднократно. Советскому Союзу благодаря этому удалось значительно нарастить экспорт нефти. Часть тогдашних «нефтедолларов» — пусть и не очень значительная — всё-таки досталась не «братским коммунистическим и рабочим партиям», не советскому ВПК, а тому самому «рядовому советскому труженику — строителю коммунизма» в виде потребительских товаров и социальных программ.
О чём он по сей день с благоговением вспоминает.