Голод, затяжные кровопролитные воины — страшные дни/месяцы/годы мучений… Есть, однако, и более продолжительные явления длиною не в одну эпоху.
Вы, вероятно, потребуете примера, а я не заставлю вас ждать. Сегодня речь пойдет об испанской инквизиции, деятельность которой продолжалась на территории страны в течение ни много ни мало семи веков ее насыщенной истории.
Официально «Инквизиция» была создана римский папой Иннокентием в 1215 году в качестве особого церковного суда.
Первоначальное значение этого термина значительно отличается от картин пыток, духовных судов и трибуналов над еретиками, которые может нарисовать ваше воображение. Еще до появления церковных учреждений с подобным названием слово «инквизиция», в переводе с латинского означающее «исследование», применялось в средневековом праве как синоним допроса или выяснения обстоятельств тех или иных событий.
Инквизиция не была локальным явлением, она, словно заразная болезнь, распространялась по Европе… В Испании Священный трибунал особенно зверствовал. Невероятно яркую картину одного из его «процессов» (пускай, не документально достоверных, но имеющих место) изобразил Генри Райдер Хаггард в своем историческом романе «Дочь Монтесумы». Молодую монахиню Изабеллу де Сигуенса, соблазненную и вероломно брошенную любовником с ребенком на руках, севильские инквизиторы замуровывают заживо вместе с младенцем, руководствуясь своим неизменным принципом: «лучше разрушить тело, чем дать погибнуть душе».
Сострадание инквизиторам было абсолютно чуждо. Формально, у каждого оказавшегося под подозрение мог быть адвокат, но едва ли кто-то соглашался защищать уже заранее обреченного на смерть: соглашаясь на подобную авантюру, можно было и самому оказаться на импровизированной скамье подсудимых.
От инквизиции ничто не могло спасти: ни положение в обществе, ни пол, ни возраст. Особенно пристальный интерес вызывали ученые, в их деятельности было принято видеть очаг еретических настроений. «Мы живем в столь тяжелые времена, когда опасно и говорить, и молчать, так как и в том, и в другом случае вам могут приписать великое множество проступков», писал испанский богослов и гуманист второй четверти XVI века Хуан Луис Вивес.
Уже в 1478 году в Испании появляется своя собственная, узаконенная инквизиция, учрежденная Сикстом IV по прошению короля Фердинанда и его супруги Изабеллы Кастильской — Трибунал священной канцелярии. Если ранее, еще в далеком XIV веке, когда еретики подвергались гонениям и расправам епископов, процесса единого судопроизводства не существовало, то с 1480 года вместе с упорядоченной системой появились и «новшества»: аутодафе обвиняемых в ереси как процедура, приводящая приговор в действие, конфискация их имущества, большая часть которого доставалась королю. Люди, осмелившиеся открыто выразить свое недовольство Папой, а также представители некоторых мистических сект были наиболее любимой аудиторией для экзекуции.
В 1483 году на должность великого инквизитора назначается Томас де Торквемада, и тогда в жизни испанского населения начинается настоящая черная полоса. Назначение Томаса на должность главного инквизитора во многом объяснялось его близостью к монаршей семье, точнее, к королеве Изабелле. Будучи ее духовником, будущий экзекутор организовал тайное венчание влюбленных друг в друга, тогда еще принца и принцессы. До момента их бракосочетания Кастилия и Арагон были двумя враждующими королевствами: усилиями же Торквемады они объединились в единую Испанию.
Особенно лютую ненависть глава испанского Трибунала испытывал к маврам. Существует легенда, что грозный и беспощадный мучитель еретиков не был всегда таковым. Когда-то он, страстно влюбленный, был отвергнут красавицей, отдавшей предпочтение силачу мавру и сбежавшей с ним из Кордобы в Гранаду. Именно тогда Торквемада озлобился и решил отринуть от себя все радости мирской жизни, полностью обратившись к вере и богослужению. По приказу «молота еретиков», так назвал инквизитора один из хронистов той эпохи, более 10 000 человек было сожжено на кострах, многие томились в темницах, гранадские евреи нищими бежали из Испании, мавров выселили в Африку. В 1498 году Торквемада скончался, но кровавые его бесчинства навсегда запечатлелась в испанской истории.
Испанская инквизиция пошла дальше, и в 1522 году она была учреждена Карлом V в Нидерландах и впоследствии стала причиной потери северной части этой территории испанцами, а в 1536 — введена в португальских землях.
Стоит отметить, что, несмотря на весь ужас этого явления, история знает один курьез, с ним связанный. Так, например, решением испанской инквизиции от 16 февраля 1568 года всем жителям Нидерландов был объявлен смертный приговор, естественно, не приведенный в исполнение.
Попытки отменить инквизицию предпринимались вплоть до 30-х годов XIX века, и только в 1834, 15 июля, она была раз и навсегда упразднена Королевским указом, подписанным Марией Кристиной Бурбон-Сицилийской.
Так закончилась мрачная многовековая история, и скелет ее вновь отправляется на задворки шкафа испанской истории.