Начало пути
Марк Цицерон родился в привилегированной семье в Арпино. Он мечтал стать судебным оратором и получил блестящее образование, необходимое для этой должности. Также Марк совершил путешествие по Греции, где развил свой талант оратора, изучив право и философию. Едва начав карьеру, римлянин уже принялся полемизировать на политические темы. Так, в своей речи в защиту некого Секста Росция оратор намекал на чрезмерно деспотичную диктатуру Суллы, отчего у него возникло немало проблем. К тому же, ещё на ранних этапах ритора окружало множество врагов и противников. Цицерон одержал победу в этом деле, переиграв оппонентов по всем позициям, благодаря чему о нём заговорили в народе. Конечно, это не могло понравиться недоброжелателям, считавшим его «выскочкой из провинции». Потому Цицерона умышленно отправили в качестве полпреда на Сицилию.
Стремительный взлёт
Цицерон принял грозный вызов своих соперников. Тогда в Сицилии царил произвол наместника Гая Верреса, который, к тому же, был тесно связан с сицилийской мафией. Вскоре перед Марком встала сложная дилемма: либо рискнуть всем, в том числе и жизнью, и вступить в полемику с Гаем и мафией, либо спокойно спустить им всё с рук. И молодой оратор выбрал первое. Казалось, шансов не было никаких, потому что Веррес обладал могущественными союзниками, а обвинитель нет. Но ко всеобщему удивлению, Цицерону хватило трёх речей, чтобы переиграть своего противника Гая Верреса. Аргументы, которыми руководствовался Марк Туллий, были настолько бесспорными, что никто не решился защищать обвиняемого — от этой идеи отказался сам Квинт Гортензий, один из выдающихся ораторов древнего Рима.
В итоге Гай Веррес ушёл в изгнание, а Цицерон с триумфом вернулся в Рим, где ждали новые приключения. В вечном городе оратор принимал деятельное участие в римском сенате и имел все шансы стать консулом. Тогда, чтобы взять на себя полномочия главы государства, требовалось выиграть выборы. И у него это наконец получилось в 63 году до нашей эры. Сразу после вступления в должность, Марк активно занялся реформами. Но один из проигравших на выборах, а этого проигравшего звали Луций Сергий Катилина, уже начинал плести заговоры и интриги за спиной Цицерона.
Борьба с Катилиной
Катилина тайно начал собирать солдат и вооружение в целях захватить власть в Риме и затем убить Цицерона. В некоторых городах уже начались восстания, планы по убийству консула постоянно срывались: о замыслах уже заранее было известно Марку. Наконец, когда Цицерон проводил одно из заседаний в кругу римских сенаторов, Катилина зашёл в зал и сел прямо перед своим оппонентом. Оратор, увидев врага, отбросил конспект своей речи и произнёс свою первую обвинительную речь. «Первая речь против Катилины» не содержала в себе конкретных и неоспоримых доказательств. Главный аргумент, по убеждению Цицерона, заключался в том, что Катилина обладал преступным и аморальным характером. «O tempora, o mores!», — восклицал Цицерон, что переводится как «О времена, о нравы!». Мало кто знает, что этот афоризм берёт корни именно из первой речи против Катилины. И когда Марк Туллий с гневом сокрушал Катилину, многие сенаторы отсаживались от разоблачённого заговорщика.
И здесь Цицерон смог победить Катилину. После произнесения первой речи он был вынужден покинуть Рим. Но в своей резиденции противник Марка продолжал создавать интриги, отправляя письма и инструкции своим союзникам и провозгласив себя консулом. Тогда Цицерон произнёс ещё несколько речей, требуя немедленной казни сбежавшего Катилины и его соратников. Что удивительно, просьба была исполнена без сомнений и судебного следствия. Этот прецедент является уникальным, потому что в древнем Риме была очень сильна буква закона. Римское право не допускало, чтобы человека немедленно казнили без всяких разбирательств. И получается, Цицерон пренебрёг законами Рима. Тем не менее, от врага ему избавиться удалось. Казалось бы, на этом всё должно было закончиться, однако всё только начиналось.
Изгнание и возвращение оратора
Многие были очень недовольны тем, как Цицерон поступил с Катилиной. Вскоре был принят закон, который обрекал должностное лицо смертной казнью, если оно позволило казнить римского гражданина без суда и следствия. Соответственно, Марку грозило попасть под действие этого закона, и ему пришлось покинуть Вечный Город. Вскоре благодаря авторитету и помощи своих друзей Цицерон вернулся обратно, но он дистанцировался от политической деятельности и занялся работой над философскими и литературными произведениями, совмещая своё увлечение с адвокатурой. Также Марку Туллию довелось побывать наместником в Киликии, в провинции южной Турции, где он успешно исполнял свои обязанности. Но вскоре вспыхнула гражданская война: в битве за власть схлестнулись силы Цезаря и Помпея. Оба хотели видеть Марка в своём лагере, но в итоге он примкнул к последнему. Затем он переметнулся к Цезарю, который позже стал диктатором римского государства. Это противоречило политическим взглядом оратора: Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления.
Схватка с Марком Антонием
Убийство Юлия Цезаря в 44 году до нашей эры обрадовало Марка Туллия Цицерона. С этого момента он старался реставрировать республиканское устройство Рима. Но другой Марк, на этот раз Антоний, искренне ненавидел оратора и вступил в конфликт с сенатом. Цикл речей «Филиппики против Марка Антония» напомнили о том, какой силой обладает Цицерон.
Он назвал свои речи в подражание другому древнегреческому оратору Демосфену, который, в свою очередь, обличал македонского царя Филиппа. Цицерон, пуская в ход всё своё красноречие, предъявлял Марку Антонию множество обвинений, предрекал ему такую же печальную участь, которая настигла Юлия Цезаря. По убеждению Цицерона, Антоний был гораздо опаснее для римского государства, чем Катилина. Всего оратор прочитал четырнадцать речей против заклятого врага. Но Марк не оценил талант политического противника и приказал убить его.
Гибель
Цицерон решился бежать в Грецию, чтобы спастись от посланных убийц. Но он не успел сбежать. Его рабы везли оратора на паланкине. И как только Марк Туллий высунулся из этого паланкина, голова тут же слетела с плеч от меча центуриона. Отрубленные верхние конечности и голову Антоний в знак устрашения и демонстрации своей силы возложил на трибуну сената.
Тот, кто смотрит один из популярнейших сериалов «Игра Престолов», претендующий как раз на то, чтобы стать лучшим телевизионным сборником политических интриг и заговоров, наверняка бы назвал Цицерона очень умелым игроком в престолы. Цицерон запомнился как один из гениев и образцов ораторского искусства. Он переиграл всех, за исключением Марка Антония, который был позднее побеждён Октавианом Августом, своих врагов, которые желали ему смерти. И многие его обвинительные и защитные речи дошли до наших дней.