Проблема борьбы с алкоголизмом стара как человечество. Не успел один пещерный человек опьянеть от перебродивших ягод дикого винограда, как получил дубиной по голове от другого жителя той же пещеры, ставшего первым борцом за трезвость. С развитием цивилизации этот конфликт только разрастался и углублялся. Самым известным его проявлением стал сухой закон в США, вступивший в силу в 1920 году. Однако история борьбы за трезвость жителей Штатов была долгой и непростой.
Первой попыткой хоть как-то ограничить распространение спиртного на территории тогда ещё британских колоний стал официальный запрет Генерального совета Массачусетса на продажу спиртного индейцам в 1657 году. Туземцы не были привычны к крепким напиткам и очень быстро спивались, поэтому власти предпочли запретить продажу коренным жителям не то что виски или рома, но даже сидра.
Первое официально зарегистрированное общество трезвости возникло в Коннектикуте в 1789 году. Почти сразу подобные объединения появились в Виргинии и Нью-Йорке. Вдохновлялись трезвенники-первопроходцы работами известного медика Бенджамина Раша, который утверждал, что алкоголизм — это болезнь, и её необходимо лечить.
Постепенно такие ассоциации, общества и организации начали объединяться, и в 1826 году было создано Американское общество трезвости. Через десять лет оно насчитывало более миллиона членов из всех штатов. В 1830-х Общество имело двенадцать печатных изданий, а его активисты в некоторых штатах пытались протолкнуть законы, прямо запрещавшие розничную торговлю спиртным. В 1850-х годах в тринадцати штатах был введён полный запрет на торговлю выпивкой. В театрах Америки с успехом ставились спектакли на антиалкогольную тему. Успехом пользовалась пьеса В. Смита «Пьяница», демонстрировавшая глубину падения пропойцы и вершины, которых он достигал, отказавшись от пагубной привычки.
В разгар борьбы за трезвость началась Гражданская война. Вожди и Севера, и Юга быстро пришли к мысли, что высокие налоги на производство и продажу спиртного отлично помогут финансировать войну, поэтому все моралисты, ратовавшие за трезвое общество, были отправлены куда подальше. После победы Севера дискуссия о запрете алкоголя стала возвращаться в общественную жизнь. Ближе к концу века в связи с массовым переездом в Америку немцев и ирландцев в Штатах начался пивоваренный бум. В 1890-х пиво стало главным алкогольным напитком в стране, потеснив виски, и превратилось в основную мишень борцов за трезвость.
В 1893 году была организована Антисалунная лига, действовавшая под церковными лозунгами. Поначалу её акции выглядели довольно безобидно: массовые песнопения и молитвы под окнами салунов или пивоварен, письма и митинги с призывами запретить алкоголь, пикетирование производителей спиртного и тому подобное. Всё это порой привлекало внимание прессы, но реальных последствий не имело.
Ситуация изменилась, когда Антисалунная лига принялась устанавливать по стране фонтаны трезвости. Проект этих водоразборных сооружений принадлежал врачу Генри Когсвеллу. Он считал, что одной из причин всеобщего пьянства является недостаток чистой питьевой воды. Фонтаны из четырёх чаш со словами «Вера», «Надежда», «Благотворительность» и «Трезвость» появились в нескольких городах США. Чтобы вода всегда оставалась холодной, в основании фонтана помещался резервуар со льдом. Менять лёд по замыслу Когсвелла должны были городские власти. Муниципалитетам такая обуза не понравилась: регулярная смена льда, особенно в южных штатах, влетела в копеечку, точнее — в центик. Масштабную программу пришлось сворачивать, но несколько фонтанов трезвости сохранились до сегодняшнего дня.
От алкоголиков прежде всего страдали их жёны, поэтому антиалкогольное движение вполне логично стало взаимодействовать с борцами за права женщин. Одной из самых известных активисток того времени была Кэрри Нейшн. Канзас, где она жила, ещё в 1881 году запретил торговлю алкоголем, но этот закон практически не соблюдался. Кэрри с топором в руках врывалась в салуны, выгоняла оттуда людей и громила все бутылки со спиртным, которые могла найти. В период с 1900-го по 1910 годы она тридцать раз оказывалась под арестом за свои действия.
В начале 1900-х годов страна практически разделилась на «сухие» и «мокрые» штаты. Отношение законодателей к запрету алкоголя чаще всего определялось религиозной обстановкой в регионе. Протестанты-пуритане и радикальные католики считали, что употребление алкоголя — грех, а салуны и прочие распивочные — рассадники порока. Им противостояли те, кому не нравилась сама идея о вмешательстве государства в сферу морали. Чем дальше, тем больше становилось сторонников «сухой» партии. Лидеры некоторых профсоюзов считали, что принудительная трезвость улучшит условия жизни рабочих. Торговцы чаем, соками и газировкой были уверены, что после запрета на алкоголь у них резко вырастут продажи. Идею сухого закона поддерживал даже зловещий Ку-клукс-клан. Борцы за превосходство белой расы верили, что алкоголизму в большей степени подвержены недавние рабы и эмигранты, а значит — запрет спиртного станет ударом по этим «понаехавшим».
Акции «мокрых» резко упали в 1917 году, когда США вступили в Мировую войну. Одними из самых активных сторонников «мокрой» партии были американцы немецкого происхождения, политический капитал которых улетучился после начала войны с Германией. В 1918 году наступил мир, но набрать былой политический вес им так и не удалось.
В результате, из «сухой» искры возгорелось пламя. Ещё в декабре 1917 года в Конгрессе рассматривался проект поправки к конституции, запрещавшей продажу спиртного в США. Год ушёл на его обсуждение и убеждение представителей штатов в необходимости изменения основного закона страны. 16 января 1919 года поправку одобрили 36 из 48 штатов, и она была принята. Ровно через год, 17 января 1920-го сухой закон в США вступил в силу.