Отвергнутый наследник
Птолемей Керавн родился в Египте около 319 года до н. э. Его отцом был сатрап и будущий царь Египта Птолемей, сын Лага. Мать Керавна — Евридика, дочь Антипатра, регента империи Александра. Старший сын от столь родовитой жены долгое время воспринимался Птолемеем как наследник.
В свите Евридики в Египет прибыла девушка по имени Береника. Она очаровала Птолемея и стала его новой женой. Когда старший сын от нового брака повзрослел, он стал соперником Керавна. Около 287 года до н. э. Птолемей Керавн был изгнан и отправился к своей родной сестре Лисандре, супруге сына царя Лисимаха. Изгнаннику удалось подружиться с мужем своей сестры Агафоклом.
Сам Лисимах был женат на дочери Береники Арсиное. В некотором роде повторялась ситуация, свидетелем которой Птолемей стал в Египте. У Лисимаха был старший сын Агафокл, уже проявивший себя как полководец. Новая жена царя Арсиноя родила ему трёх других сыновей и закономерно хотела сделать наследником старшего из них, Птолемея. Сам Агафокл был женат на сводной сестре Арсинои Лисандре, дочери Птолемея I и Евридики.
Двор Лисимаха раскололся на сторонников двух его сыновей — Агафокла и Птолемея. В 283 или 282 году до н. э. Агафокл был убит (отравлен или казнён — сведения разнятся). Источники сходятся в том, что в осуждении Агафокла участвовала Арсиноя. Вслед за казнью наследника последовала чистка его сторонников.
Керавн и его сестра Лисандра бежали ко двору царя Вавилона Селевка. Убийство Агафокла дало тому повод для войны, и он отправился в свой последний поход.
Птолемей и Арсиноя
Старый правитель принял сына своего врага. Птолемей пришёлся по нраву Селевку и везде его сопровождал. Под предлогом мести за Агафокла царь Вавилона начал войну против Лисимаха.
В 281 году до н. э. в битве при Куропедионе Селевк разгромил Лисимаха, и царь Фракии погиб в бою. Победитель переправился в Европу, чтобы присоединить к своему царству европейские владения побеждённого.
Селевку, последнему оставшемуся в живых соратнику Александра, не суждено было умереть своей смертью. Его убил человек, которого он поддержал в трудный момент, — Птолемей Керавн. Аппиан Александрийский писал, что царь Вавилона подошёл к открытому алтарю недалеко от моря. В этот момент Птолемей напал на него со спины. После убийства Керавн вскочил на коня и в сопровождении телохранителя въехал в Лисимахию. В городе он надел на себя царскую диадему, и жители Лисимахии признали его царём. Вслед за этим Птолемей выехал навстречу бывшей армии Селевка, которая перешла на его сторону.
Теперь у царя Македонии оставалась ещё одна проблема — его сводная сестра и вдова Лисимаха Арсиноя со своими детьми. После гибели Лисимаха Арсиноя с детьми покинула Эфес и обосновалась в укреплённом македонском городе Кассандрия.
Птолемей предлагал Арсиное выйти за него замуж. Царь обещал взять опеку над её детьми и разделить с ними власть. В присутствии доверенного человека Арсинои Птолемей Керавн в древнем святилище Зевса, возложив руки на алтарь, поклялся, что сделает её царицей, не оставит её ради другой жены и сделает её детей своими наследниками.
Арсиноя поверила сводному брату. Во время свадьбы Керавн возложил на голову сестры и жены диадему. Затем супруги отправились в Кассандрию. Войдя в город, люди Птолемея захватили его. Дети Арсинои Лисимах и Филипп были убиты, а она сама изгнана из Македонии.
Бывшая царица отправилась к своему брату Птолемею II. После перенесённой трагедии её ждала великая судьба соправительницы своего брата.
Судя по всему, старшего из детей Арсинои, Птолемея, не было в Кассандрии. Есть упоминания, что он воевал с Керавном при поддержке иллирийцев. Позже он упоминается в числе царей Македонии, правивших недолгое время в 279−276 годах до н. э.
Флот Птолемея Керавна одержал победу над флотом другого претендента на Македонию, Антигона Гоната. Затем новый царь уладил дела с другими монархами. Он написал своему сводному брату Птолемею II, что больше не сердится на него и не будет пытаться вернуть власть над Египтом. С сыном убитого им Селевка Антиохом I и правителем Эпира Пирром Птолемей заключил мир. Пирр даже женился на дочери Керавна. Новый царь Македонии передал царю Эпира часть своих войск, включая слонов, с которыми Пирр отправился воевать в Италию.
Правление Птолемея Керавна на родине предков продлилось полтора года. В 280 году до н. э. в Македонию вторглись племена кельтов. События 281 года до н. э., возможно, поспособствовали кельтскому нашествию. Лисимах твёрдо правил Македонией и Фракией, и его гибель привела к ослаблению страны, чем и воспользовались захватчики.
Полтора года — слишком короткий срок, чтобы Керавн мог укрепиться в новой для себя стране и заслужить преданность македонян. Сначала кельты опустошили большую часть страны, не сумев взять только крупные города. В начале 279 года до н. э. в Македонию вошла кельтская армия вождя Болгия.
В рассказе о гибели царя Птолемея Керавна современный исследователь Д. Грейнджер считает историчной только общую канву. Сама история падения жестокого правителя, по его мнению, является классическим рассказом о высокомерии, которое привело к гибели.
Как пишет Юстин, Птолемей выступил против захватчиков с небольшим войском. Якобы царь презрительно отверг предложения царя дарданцев прийти ему на помощь со своим войском — ему не нужны помощники для защиты Македонии. Кельты, в свою очередь, предложили Керавну мир в обмен на выплату дани. Царь в своём высокомерии презрительно отверг их предложения и поставил неприемлемые условия мира: варвары должны сдать ему оружие и выдать в качестве заложников всех старейшин.
Подробностей битвы не сохранилось. Птолемей Керавн лично сражался в этом бою верхом на слоне. Царь получил множество ран и был взят в плен. Кельты отрубили Керавну голову и пронесли её вдоль строя.
После гибели Птолемея на короткий миг на сцене истории появился его младший брат Мелеагр, который, вероятно, сопровождал его во всех перипетиях судьбы. Он провозгласил себя новым царём. Но уже через два месяца Мелеагра сверг другой претендент — Антипатр.
Оправдывая своё прозвище, Керавн промелькнул в истории Македонии, как молния. После его гибели страна несколько лет была в упадке, пока к власти не пришёл мудрый царь Антигон II.