Варяги Рюриковичи, исходя из политической конъюнктуры, через династические союзы смешивались с соседями: скандинавами, греками или половцами. Через княжеские браки можно проследить внешнеполитические интересы Руси. Внешность Боголюбского, восстановленная по черепу князя антропологом Герасимовым, наглядно показывает геополитические устремления Владимира Мономаха — деда Андрея: к европеоидным чертам отца Боголюбского, Юрия Долгорукого, добавились типично азиатские, а точнее монголоидные раскосые глаза и высокие скулы матери-половчанки. И хотя современные исследователи относят облик Андрея Боголюбского к среднеевропейскому типу, его происхождение могло бы наилучшим образом продемонстрировать евразийскую концепцию будущего Русского государства.
Сын Долгорукого
Андрей был третьим сыном Юрия Владимировича Долгорукого. Историки считают середину 1120-х гг. приблизительным временем его рождения. Предположительно, в начале 1140-х гг. Андрей Юрьевич женился на дочери московского боярина Кучки Улите. Достоверно неизвестно, была ли она единственной женой и матерью четырёх сыновей князя. Двое его старших братьев — Ростислав и Иван — умерли ещё при жизни знаменитого отца. Таким образом, к 1151 году Андрей оказался старшим из наследников Юрия Долгорукого.
Молодой Андрей принимал участие в междоусобицах вместе с отцом, воевавшим за киевский стол на стороне родичей из черниговского дома Рюриковичей. В 1149 году Юрий Долгорукий изгнал своих племянников Мстиславичей из Киева и стал великим князем. Но битва за престол не могла быть окончена, пока другие князья не отказались от своих претензий на великокняжеский стол. Киев переходил то к Изяславу Мстиславичу, то обратно к Юрию Долгорукому; черниговские и рязанские князья постоянно меняли сторону.
Наконец, в 1155 году Юрий Долгорукой в третий и последний раз занял стольный град Руси. В этом же году Андрей, посаженный в Вышгороде, вопреки воле отца уехал во Владимир, прихватив с собой будущую русскую святыню — чудотворную икону Богородицы. Перспектива борьбы за престижный киевский престол была Андрею не по душе, ведь для удержания города требовались колоссальные силы и постоянное лавирование межу княжескими группировками. Всё это он видел на примере своего отца, предположительно отравленного киевскими боярами в 1157 году перед очередной междоусобицей.
Самовластец всей Суздальской земли
После смерти Юрия Долгорукого два главных города Ростово-Суздальской земли — Ростов и Суздаль — выбрали Андрея Боголюбского своим правителем. Столицей княжества стал Владимир, близ которого князь возвёл резиденцию — город-замок Боголюбый. Во время правления князя Боголюбского Владимир получил не только столичный статус, но и соответствующие ему великолепные постройки, которые можно увидеть и сегодня: Успенский собор, церкви, монастыри и Золотые ворота, аналогичные киевским врата Ярослава Мудрого, повторившие, в свою очередь, царьградские. Владимир был значительно укреплён и расширен, превратившись в один из самых защищённых городов Древней Руси. Под непосредственным контролем Андрея Боголюбского были построены и укрепления в Москве, бывшей тогда форпостом на границе с беспокойной Южной Русью.
В 1159 году в Киеве началась междоусобная борьба за великокняжеский стол, который занимал Изяслав Давыдович. В развернувшейся схватке Андрей Юрьевич поддержал изгнанного из Киева Изяслава Давыдовича. Тогда же Андрей Юрьевич отправил ультиматум Новгороду, в котором правили два сына Ростислава Мстиславича, занявшего Киев. Князь Боголюбский заставил новгородцев изгнать братьев и отправил княжить в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича, поставив новгородские земли под контроль потомков Юрия Долгорукого. В феврале 1161 года Изяслав Давыдович вернул себе Киев, а Ростислав Мстиславич отступил в Белгород, который вскоре был осаждён киевским князем. Однако на помощь к Ростиславу шли союзники; Изяслав отступил, а преследующему его теперь Ростиславу удалось князя нагнать и убить. Потеря союзника свела на нет все усилия Андрея Боголюбского: новгородцы прогнали его племянника, вернув себе на княжение сына Ростислава Киевского. С последним князь Боголюбский заключил мир.
Переносом центра Ростово-Суздальской земли во Владимир были, что неудивительно, крайне недовольны в Ростове и Суздале. Ко всему прочему, князь не принимал во внимание вечевые традиции этих древних центров, не прислушивался к боярам, заправлявшим делами в городах ещё при его отце. Вкупе с присутствием в его землях младших Юрьевичей, как единокровных, так и родных, создавалась видимость угрозы княжеской централизованной власти. Князь Боголюбский решил вопрос кардинально: в 1161—1162 гг. племянники Ростиславичи, братья Мстислав, Василько и Всеволод, вместе с матерью были высланы в Византию. Более никто не мог помешать самодержавию владимирского князя.
Единственными походами, которые Андрей Боголюбский возглавлял лично, стали две военные экспедиции против вражеской мусульманской Волжской Булгарии, бывшей при этом важным торговым соседом, соединявшим Русь с Востоком. Несколько булгарских городов в 1164 году были уничтожены с особой жестокостью, причём уже при триумфальном возвращении во Владимирское княжество. Точные причины военных действий неизвестны, как и результаты мирного договора. Возможно, православный князь хотел таким образом внести свою лепту в борьбу христиан с исламом, как это делали в то время европейские монархи в крестовых походах, но что важнее — византийские императоры.
Взятие Киева
В 1167 году умер киевский князь Ростислав Мстиславич. Смерть великого князя вскрыла противоречия между его родственниками; началась борьба за княжеский стол и перераспределение волостей. Великим князем стал старший племянник Ростислава Мстиславича Мстислав Изяславич, правивший тогда в Волынском княжестве. У нового великого князя возник конфликт с детьми своего почившего дяди — смоленскими Ростиславичами, поддержавшими ранее кандидатуру Владимира Мстиславича. Мстислав прогнал своего дядю Владимира Мстиславича, скитавшегося после по всей Руси и нашедшего в итоге приют в Рязани. Один из Ростиславичей занимал тогда Новгородский стол, но был изгнан оттуда вечевым собранием; горожане попросили себе в правители сына киевского князя Романа Мстиславича. Новгородская земля имела для князя Боголюбского особое значение, и терять контроль над ней он не желал. Тогда Андрей Юрьевич, опасавшийся объединения власти над Киевом и Новгородом в одних руках, решил сформировать военную коалицию.
В 1168 году Мстислав Изяславич одержал значительную победу над половцами, серьёзно угрожавшими Киеву. В походе великого князя участвовали черниговские и новгород-северские Ольговичи. В какой-то момент между ними и Мстиславом возникло недопонимание, переросшее в конфликт. К владимирскому князю и его младшим братьям, помимо Ростиславичей, теперь присоединилась часть Ольговичей, муромцы и рязанцы. Всего же в походе, который возглавил сын Андрея Мстислав, участвовало одиннадцать князей. На стороне Мстислава Изяславича оказались лишь его сыновья, галицкий князь Ярослав Осмомысл и несколько других мелких феодалов. В том же году Роман Мстиславич стал княжить в Новгороде, но ситуация с его соседями требовала военной помощи, которую киевский князь вскоре отправил сыну. Этим и поспешил воспользоваться Андрей Боголюбский.
9 марта 1169 года, в первый день Великого поста, огромное войско подошло к Киеву. Сил удержать город у Мстислава не было, и уже 12 марта Киев пал. Великому князю удалось ускользнуть, но его жена-полька и дети были захвачены в плен. Нападавшие вошли в город и впервые в истории подвергли жесточайшему разграблению столицу Руси. Не щадили ни горожан, ни церквей с их утварью, ни древних монастырей. Три дня княжеские войска жгли и грабили «мать городов русских». Остаётся спорным вопрос о том, отдавал ли Андрей Боголюбский приказ о разорении Киева. Тем не менее подобное ослабление города было явно на руку Владимиру. Занимать стол в разорённом городе Андрей Юрьевич не собирался. По поручению отца Мстислав Андреевич объявил киевским князем своего дядю и младшего брата князя Боголюбского Глеба Юрьевича. Так владимирский князь уничтожил престиж киевского стола: главным на Руси теперь становился тот, кто сильнее, а не тот, кто по праву занимал Киев. Глеб Юрьевич оставался в Киеве наместником, пока реальный великий князь находился во Владимире.
На следующий год часть коалиции отправилась покорять Новгород, которым управлял Роман Мстиславич. Однако на этот раз удача оказалась на стороне осаждённых. Войско в панике бежало, оставив новгородцам много пленных. Но после введения экономической блокады в Новгороде начался голод, и горожане предпочли избрать себе нового князя, заключив с Боголюбским мир. Сначала им стал Рюрик Ростиславич, а уже через год сын Андрея Боголюбского Юрий — будущий супруг-соправитель грузинской царицы Тамары.
Южная смута
Тем временем беспокойному Мстиславу Изяславичу удалось вновь занять Киев, оставленный Глебом Юрьевичем. Однако через полтора месяца, при поддержке Ростиславичей, брат князя Боголюбского вернул себе киевский стол. Отступивший Мстислав Изяславич неожиданно заболел и в августе 1170 года умер. Через полгода преставился и Глеб Юрьевич. Андрей Боголюбский посчитал, что брата отравили киевские бояре. Киев занял Владимир Мстиславич, но уже через три месяца он скончался. Новым ставленником на киевском престоле стал старший из смоленских князей Роман Ростиславич. То время было пиком могущества Боголюбского: князь распоряжался чужими столами по своему усмотрению.
Бывшие союзники Ростиславичи после смены князей в Новгороде превратились во врагов. Более того, Андрей Юрьевич требовал выдать ему тех киевских вельмож, которых он подозревал в убийстве брата, а Ростиславичи это делать отказывались. Тогда Боголюбский приказал братьям покинуть города, которыми он их ранее наделил. Старший, Роман Ростиславич, покинул киевский стол и вернулся в Смоленск, а вот трое других братьев — Давыд, Рюрик и Мстислав — решили ослушаться. Освободившийся Киев князь планировал отдать своему младшему брату Михаилу, но тот принять стол отказался, направив в 1173 году в город их самого младшего брата Всеволода. Давыд, Рюрик и Мстислав захватили Всеволода, а заодно и киевский стол, назначив князем Рюрика Ростиславича. Черниговские Ольговичи во главе со Святославом Всеволодовичем приняли сторону владимирского князя, не забывая, правда, о своей главной цели — возврате контроля над Южной Русью.
Почти весь север Руси двинулся на юг во главе с совсем ещё юным новгородским князем Юрием Андреевичем. К владимиро-суздальцам присоединились рязанцы, муромцы, ростовские полки и смоленские. То была слишком разнородная армия, воины которой не совсем понимали цель своего похода на Киев.
Киевляне открыли ворота коалиционному войску. Ростиславичи разбежались по разным городам: Рюрик — в Белгород, Мстислав — в Вышгород, а Давыд отправился за помощью к галицкому князю Ярославу Осмомыслу. Началась осада Вышгорода, продлившаяся девять недель. В ноябре 1173 года к Киеву подошли войска Ярослава Изяславича, брата некогда киевского князя Мстислава Изяславича. Ранее он договорился с Давыдом Ростиславичем о передаче ему Киева в обмен на помощь братьям в войне с княжеской коалицией. Объединившись с силами Рюрика, Ярослав двинулся к осаждённому Мстиславу.
Весть о приближении сильной, по слухам, рати вызвала панику среди разношёрстного войска, начавшего отступление. Мстислав атаковал их в спину, довершив разгром. Уже во второй раз войска князя Боголюбского бежали при значительном численном превосходстве.
Трагическая гибель
К 1174 году некогда могущественный князь Андрей Боголюбский оказался в одиночестве: все его сыновья и родные братья умерли, а сводных он изгнал из своих земель и возвращать не планировал. Неудачный поход на Киев и поражение под Новгородом сделали князя ещё более непопулярным среди отстранённых от власти бояр. Дружины, которыми князь Боголюбский не руководил в походах лично, не были преданы князю. Жители крупных городов Северо-Восточной Руси, лишённые возможности влиять на политику через вече, также были недовольны узурпатором. Словом, союзников у Андрея Юрьевича не осталось.
В ночь с 28 на 29 июня 1174 года недовольные князем заговорщики ворвались в спальню Андрея Юрьевича. Меч, который ранее принадлежал святому князю Борису, из опочивальни заранее выкрал ключник Анбал Ясин, оставив правителя беззащитным. Князь долго сопротивлялся, но в итоге, весь в крови, он пал. Похоронили князя только на третьи сутки. Его замок был разорён; погромы и грабежи продолжились затем и во Владимире. Как всегда, после смерти авторитарного правителя началась анархия.
Деспотичный стиль правления князя Боголюбского, единоличная узурпация власти, отстранение от неё аристократии, попытка формирования централизованного государства — всё это станет московской концепцией самодержавия, последовательно реализованной преемниками Андрея Боголюбского.