Между романтизмом и историей
Художественный труд прославленного шотландского прозаика Вальтера Скотта обрёл огромную славу и оказал большое влияние на восприятие современниками истории Средних веков. Эта книга являлась чуть ли не самой читаемой в мире вплоть до начала 20-го столетия. Во многом такой ошеломительный успех «Айвенго» бросил тень на исторические изыскания учёных и значимые документы эпохи. Обыватель стоял на распутье, пытаясь отыскать «настоящее» Средневековье в трудах историков, в источниках, а также на страницах литературы эпохи романтизма. Поиски исторической правды были похожи на прогулки по тонкому льду: везде подстерегала опасность попасть в ловушку художественного вымысла и вольного обращения с фактами, идеологии и моды.
Тем не менее реконструкция картины прошлого посредством научных изысканий меняет её чуть ли ни ежедневно: новые открытия, гипотезы и вопросы вносят свои коррективы. Изображение былых дней в художественной литературе обрастает архетипами и мифами, которые не только играют на чувствах читателя, но и пополняют его багаж знаний. Ведь история и мифы неразрывно связаны. Можно сказать, что граница между романтическими представлениями и исторической правдой (понятие само по себе условное) не всегда видна.
В декабре 1819 года 48-летний Вальтер Скотт опубликовал свой роман «Айвенго». К тому моменту он уже был известным автором как в родной Шотландии, так и в землях англосаксов. К 1813 году ему был предложен титул поэта-лауреата Соединённого Королевства, от которого Скотт отказался в силу определённых обстоятельств: наличие такого высокого звания предполагало официальную должность и переезд в Лондон. Эдинбург всё же был милее поэту, самому родом из Шотландии. Он, безусловно, высоко ценил свободу творчества. Спустя год Вальтер Скотт пробует себя в несколько ином жанре: автор пишет свой первый роман «Уэверли».
Новое произведение было тепло принято публикой, и писатель с головой погрузился в работу над романами. Скотт постепенно углублялся в историю и явил миру произведение, действие которого разворачивалось в английском королевстве конца 12-го века. Король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из крестового похода, попал в плен к герцогу Леопольду V Австрийскому. Позже он задержался в Германии, а его брат, будущий Иоанн Безземельный, расположил к себе нормандских баронов, дабы с их помощью захватить трон, обозлив тем самым саксонскую знать, которая хранила верность королю-крестоносцу. Английское высшее общество разделилось.
Скотт добавил ряд драматических сюжетов, которые подчёркивали раскол внутри страны даже на бытовом уровне: конфликт свободолюбивого рыцаря и его властного отца, запретная любовь тамплиера и молодой еврейки. Усилили драматизм осада замка, турниры, колдовство, божий суд и личность «чёрного рыцаря». Великолепное изложение захватывающей и душещипательной истории принесло молниеносный успех роману Вальтера Скотта.
Почётные титулы, слава и деньги буквально посыпались на автора: университеты Кембриджа и Оксфорда даровали Скотту степень почётного доктора, король Георг IV пожаловал ему титул баронета, представители интеллектуальных кругов приглашали его на мероприятия. В 1820 году Вальтер Скотт купался в славе и деньгах: вплоть до его кончины в 1832 году было продано более 6 млн копий «Айвенго». Но уже к 1826 году у шотландского поэта накопилась масса долгов, и он стал банкротом.
Увлечение Скотта Средневековьем началось со знакомства с литературными текстами на старофранцузском и среднеанглийском языках 13−14 столетий. Именно так он познакомился с рыцарями Круглого стола и историей о Тристане и Изольде. В его поместье Эбботсфорд была собрана приличная библиотека. Увлечение переводами, геральдикой, а также переписка с выдающимися историками Соединённого Королевства сделали своё дело. В 1813 году Скотт представил в Британской энциклопедии статью о рыцарстве. Его работа была высоко оценена издателем: автор собрал внушительный материал по теме и смог его применить, раскрыв отдельные аспекты жизни этого средневекового сословия. В целом, «Айвенго» был основан на долгой и кропотливой работе Вальтера Скотта как историка и учёного-интеллектуала.
«Айвенго» смог перевернуть представления о романтической традиции, которая была сильно связана с историей Средних веков. Труд Вальтера Скотта повлиял на изобразительное искусство и литературу.
Историческая критика
Историческая наука также не осталась в стороне: корифей французской школы истории Огюстен Тьерри одним из первых обратил внимание на «Айвенго» и вынес на обсуждение сюжет о противоречиях внутри Англии между англосаксонской и нормандской знатью. Одна из его главных работ — «История завоевания Англии норманнами с изложением его причин и последствий для Англии, Шотландии, Ирландии и континентальной Европы от древности до современности» — была написана под впечатлением от «Айвенго». Тьерри документально обосновал ряд основных сюжетов романа в своём исследовании. Это был именно тот случай, когда романтическая литература дала толчок к развитию французской медиевистики и исторической мысли в целом.
Во второй половине 19-го столетия университетские историки более скептично смотрели на роман Вальтера Скотта. По их мнению, он изобиловал фактическими ошибками и погрешностями: печатная книга, монах-францисканец, письмо на бумаге. К тому же многих исследователей смущала «трубадурская» атмосфера в начале романа. Противоречивый образ Ричарда Львиное Сердце никак не совпадал с представлениями о монархе. Да и сам конфликт «старой» и «новой» знати был не более чем отсылкой к противоречиям англичан и шотландцев.
К концу 19-го века романтическое Средневековье «Айвенго» отходит на задний план. Теперь произведение Вальтера Скотта расценивается как «романтическая сказка для мальчиков».
В следующем столетии историки литературы будут негативно смотреть на классическое произведение шотландского автора, а публика продолжит вдохновляться образами и атмосферой «Айвенго». Роман пробуждал интерес к Средневековью, его экранизация захватывала ещё больше.
Вымышленное произведение прекрасно вписывалось в конкретный момент истории средневековой Англии. Все основные мотивы эпохи на месте: замки, Ричард Львиное Сердце, турниры, крестовый поход, тамплиеры, рыцари
Так является ли образ эпохи, созданный Вальтером Скоттом в начале 19-го столетия, историчным и образцовым?
Можно сказать, что отчасти да, ведь автор во многом использовал опыт поколений и представления о Средневековье людей 17-го столетия, которые в процессе изучения источников и литературы были дополнены. Труды историков из года в год меняют представления о том или ином периоде и вносят свои коррективы. Историческая действительность подвижна — её нельзя определить раз и навсегда в одних границах. Но архетипическое Средневековье в художественных произведениях романтизма ценно тем, что читатель может его пережить и прочувствовать. Таким образом, складываются представления об эпохе, которые служат почвой для дальнейшего более глубокого погружения в историю.