Миротворческие войска ООН, которые прибыли в Сребреницкий анклав ещё до начала трагических событий, фактически не предпринимали никаких действий. Город Сребреница, начиная с 1993 года, был окружен войсками армии Республики Сербской. На этой территории возникли огромные проблемы с поставками еды и воды, не хватало также медикаментов.
Местное мусульманское население, якобы находившееся под защитой миротворцев из Нидерландов, было вынуждено делать вылазки в соседние деревни, чтобы найти себе пропитание. Нередко такие рейды заканчивались тем, что эти деревни выгорали дотла, а их жителей находили мертвыми. Миротворцы не собирались останавливать эти набеги, равно как не препятствовали они и ведению военных действий сербов против мусульман.
Апогеем бездеятельность миротворцев стало начало июля 1995 года. Тогда лидер Республики Сербской Радован Караджич призвал полностью блокировать Сребреницу, а Дринский корпус даже начал наступление. Формальной целью армии, которой руководил генерал Ратко Младич, было пресечение мусульманских вылазок, однако солдаты, не встретив фактически никакого сопротивления, зашли куда дальше.
«Голубые каски» — так называют солдат-миротворцев ООН — собирались лишь напугать сербов, стреляя поверх голов. В итоге весь миротворческий контингент стал колоссальной проблемой, чем-то вроде живого щита для наступавших — войска ООН не могли нанести авиаудар, боясь задеть кого-то из своих солдат.
Единственное, чем могли помочь мусульманскому населению Сребреницы солдаты ООН, это организовать эвакуацию. Порядка 30 тысяч человек, в первую очередь женщин и детей, смогли увезти из Сребреницкого анклава. Мужчины — среди них были и военные, правда, вооруженные плохо — намеревались также покинуть город, и даже собрались для этого в специальную группу — всего в ней насчитывалось порядка 15 тысяч человек. Как раз их колонна вечером 12 июля и попала в засаду, которую устроили боснийские сербы.
Мирные жители пытались сбежать, немногочисленное вооруженное формирование вступило в неравный бой с сербами. Отряды Ратко Младича буквально зачищали местность, убивая всех встреченных на своем пути мусульман. Историки утверждают, что это было не стихийное наступление, а тщательно спланированная операция, направленная на то, чтобы другие мусульманские анклавы сложили оружие и прекратили сопротивление. Пойманных мусульман собирали в группы, расстреливали и хоронили тут же в братских могилах.
В итоге до места назначения колонны — города Тузла — добралось от пяти до десяти тысяч человек. Чаще всего при подсчете жертв геноцида — а именно так Международный трибунал квалифицировал действия сербов — называется цифра в восемь тысяч убитых. Впрочем, сами сербы изначально утверждали, основываясь на результатах исследования некой комиссии, что жертвами расправы стали лишь около сотни военнопленных. Впоследствии сербским властям пришлось отказаться от этой версии и признать правоту Международного трибунала по бывшей Югославии.
Противостояние в Боснии и Герцеговине закончилось лишь спустя полгода — во Франции лидеры Боснии, Сербии и Хорватии подписали Дейтонское соглашение о прекращении огня. Сразу ряд сербских генералов предстали перед судом: в частности, генерала Ратко Младича приговорили к пожизненному заключению.