В целях профилактики
Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идёт о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причём в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.
Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до н. э. — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который бы не допустил появления новых тиранов. Первым изгнанником стал Гиппарх в 487 году до н. э.
Суд черепков
Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».
В назначенный день граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем вёлся подсчёт черепков. Голосование считалось недействительным, если в нём приняли участие менее 6 тысяч человек.
Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплёку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшим участие в Марафонской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.
Прочь из полиса!
Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии 10 лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.
Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимание сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше лет на 10. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. К изгнанию Фемистокла приложили руку его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.
Был подвергнут остракизму и Дамон — советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.