О неизвестной территории впервые сообщил зверопромышленник Яков Санников в 1811 году. Обнаружил он «обширные земли с высокими горами» якобы севернее Новосибирских островов. Больше века полярные исследователи, ученые и любители приключений пытались обнаружить таинственный клочок суши. Его искали на кораблях, собачьих упряжках и даже самолетах, но тщетно.
«А был ли мальчик?»
Конечно, Санников мог пошутить или выдать желаемое за действительное. Но среди полярных исследователей и путешественников он пользовался авторитетом. Ведь до этого Яков открыл несколько новых островов, в том числе Столбовой и Фаддеевский. Поэтому в правдивости заявления зверопромышленника никто даже и не подумал усомниться.
В головах ученых и путешественников засела мысль — Север скрывает в своих недрах никому не известную землю с теплым климатом! А как иначе? Ведь получалось, что именно туда, а не на юг, весной улетают птицы. А, соответственно, осенью возвращаются обратно, но уже с полноценным потомством. Понятно, что пернатые не могут выводить птенцов в условиях ледяной пустыни. Значит, где-то далеко действительно есть теплая земля.
В то время подтвердить или опровергнуть сообщение Санникова было очень сложно, ввиду определенных «местечковых» трудностей. Ведь океан открыт для навигации лишь пару месяцев в году. А длинная полярная ночь исключала возможность полноценного исследования. И это еще больше подогревало интерес.
В 19-м веке на поиски таинственной земли отправлялось несколько экспедиций на собачьих упряжках. Сам Яков Санников был участником одной из них. Но ничего не получилось — торосы и полыньи не позволили людям пройти по намеченному маршруту.
Даже известный геолог и полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль организовал экспедицию в те места. Он верил Санникову, поскольку и сам считал, что на Севере находится Арктида — неоткрытый континент.
Во время своей экспедиции Толль сделал запись в дневнике от 13 августа 1886 года: «…В направлении на северо-восток ясно увидели контуры четырех столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землей. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: «Земля Санникова».
Через семь лет Эдуард Васильевич еще раз прошел по тому маршруту. И вновь зафиксировал наличие гор.
А вот норвежский исследователь Фритьоф Нансен, который в том же 1893 году, прошел на судне мимо Новосибирских островов никакой неизвестной земли обнаружить не смог. Хоть он не обвинял Толля во лжи, но, тем не менее, ученые и исследователи раскололись на два противоборствующих лагеря. Некоторые даже утверждали, что Нансен целенаправленно скрыл существование Земли Санникова, преследуя личные интересы.
Чтобы поставить точку в этом споре Эдуард Толль в 1902 году отправился в очередную экспедицию и… пропал без вести. Его лично искал тогда еще лейтенант Колчак, но найти так и не сумел.
Версии и теории
Более чем на два десятка лет поиски загадочной земли прекратились. И постепенно о ней стали забывать. Но в 1926 году в свет вышел роман академика Владимира Афанасьевича Обручева под названием «Земля Санникова» и угасший было интерес, разгорелся с новой силой.
В 1937 году советский ледокол «Садко» прошел по маршруту Толля, но никакой новой земли открыто не было. По личной просьбе Обручева в те места отправлялась даже арктическая авиация и… пилоты доказали, что Земли Санникова просто не существует.
Некоторые ученые выдвигают теорию, которая состоит в следующем: вполне возможно, что Земля Санникова на самом деле существовала. Вот только она, как и многие из арктических островов, состояла не из скал, а из ископаемого льда, прикрытого слоем грунта. Постепенно этот лед просто растаял, и Земля Санникова повторила участь других исчезнувших островов — Семеновского, Диомида, Васильевского и так далее.
Например, остров Семеновский ушел под воду на глазах у полярников, о чем было рассказано очевидцами: «Загадка исчезающих земель раскрылась относительно недавно, когда на глазах полярников в пучину вод канул остров Семеновский, принадлежавший к Новосибирскому архипелагу. Многие из совсем не призрачных, крупных, нанесенных на современные карты островов оказались остатками древнего шельфового ледника. Они сохранились кое-где на отмелях, а последующие оледенения нанесли поверх толстый слой минерального материала, кое-где образующий невысокие горы. Но морская вода век за веком подтачивает основание острова, промывая во льду извилистые тоннели. И однажды под напором дрейфующих полей остров внезапно разваливается. Тяжелый камень тонет, а лед, отрываясь от дна, всплывает».
Еще раньше орнитологи доподлинно установили, что полярные гуси, а также другие птицы через Северный полюс добираются до Аляски и Канады. А там строят гнезда и выводят птенцов.
Есть и еще одна версия. То, что видел Санников и Толль — это всего лишь полярный мираж. Сторонники это теории утверждают, что если днем температура превышает +10°С, то недалеко от острова Котельный, с северной и западной сторон, можно действительно заметить очертания хвойного леса. Но это всего лишь оптический обман — мираж.
А на том самом месте, где когда-то видели неизвестную землю, современным ученым удалось обнаружить лишь отмель, которая получила название банка Санникова.