Финальный аккорд Второй мировой войны по-американски
Холодная война ещё задолго до Карибского кризиса могла перейти в совершенно иную фазу. После окончания Второй мировой в США разработали план полного «вывода из строя» Советского Союза. Пентагон планировал нанести массированный бомбовый удар по городам СССР.
В человеческой памяти окончание противостояния с Гитлером и предвестником холодной войны ассоциируется с тремя словами: Потсдам, Хиросима (Нагасаки) и «Дропшот».
Потсдамская конференция, где собрались лидеры трёх стран-победительниц: Сталин, Черчилль и Трумэн, прошла с 17 июля по 2 августа. За день до её начала американцы впервые провели испытания атомной бомбы. А уже 6 и 9 августа эти заряды, как кара с небес, упали на Хиросиму и Нагасаки.
Понятно, что американцы всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытались показать остальным странам, кто «в доме хозяин». Именно поэтому испытание ядерной бомбы прошло до конференции, а атака на Японию — после. Ведь, по сути, не было никакой нужды так жестоко расправляться с японцами, но Пентагон не мог обойтись без реальной демонстрации силы.
Оккупация СССР: Карфаген должен быть разрушен
Римский полководец и государственный деятель Марк Порций Катон Старший заканчивал любое своё выступление в сенате этой фразой. Примерно то же самое происходило и в правительстве США. Само существование Советского Союза вызывало у государственных мужей Америки приступы аллергии. Поэтому уже 3 ноября 1945 года (спустя лишь 2 месяца после капитуляции Японии) Комитету начальников штабов США был предъявлен доклад под № 329 Объединённого разведывательного комитета. В первом же параграфе говорилось: «Отобрать приблизительно 20 целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки СССР».
В логике американских Катонов Старших отказать нельзя. Сложно придумать момент лучше для смертельного удара. СССР восстанавливается после тяжёлой войны, лишившись 27 млн человек. В то время как сами американцы потеряли несравнимо меньше — около 500 тыс. Советская индустрия лежит в руинах, а в США, благодаря войне, она начала бурно развиваться — спасибо многочисленным (и многомиллионным) военным заказам. К моменту окончания войны с Германией Америке удалось «урвать» 2/3 промышленного производства всей планеты, а также половину выплавки стали.
По рассекреченной документации Пентагона можно понять, что едва было покончено с Германией, как США стали готовиться к новой войне. На этот раз с недавним союзником — СССР. Ведущие роли в разработке стратегии и тактики достались Комитету начальников штабов и подчиняющемуся ему Объединённому комитету военного планирования.
Совместными усилиями 14 декабря 1945 года они издали директиву N 432/д. В ней говорилось, что «наиболее эффективным оружием, которое США могут применить для удара по СССР, являются имеющиеся в наличии атомные бомбы».
Спустя 4 года (4 апреля 1949 года) была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). По сути, это являлось слегка завуалированной антисоветской коалицией, в которую потянулись страны, боящиеся «красной угрозы». НАТО росло, а США семимильными шагами наращивало количество атомных зарядов. Чувствуя увеличивающуюся силу и мощь, Пентагон начал корректировку первоначального плана. Аппетиты «Большого Сэма» росли пропорционально количеству бомб. Менялся и масштаб предполагаемой агрессии на Советский Союз. В новом плане, который получил название «Троян», американцы панировали нанести удар не по 20 городам на территории СССР, а уже по 70.
На смену «Трояну» в 1949 году пришёл новый — всем известный «Дропшот». В нём даже указывалась конкретная дата нанесения удара по Союзу — 1 января 1957 года. А целями стали 100 городов, на которые обрушились бы 300 атомных бомб. Интересно, что участвовать в войне в обязательном порядке должны были все страны, входящие в НАТО. Таким образом, США частично смогли бы защитить себя от возможного ответа СССР. Ведь основной удар наверняка бы пришёлся на Европу.
Холодная война: срыв планов и новый виток борьбы
Невозможно точно предугадать действия Советского Союза, если бы «Дропшот» всё-таки воплотили в жизнь. Этого не произошло благодаря одному событию, которое заставило Пентагон резко затормозить.
Американский бомбардировщик Б-29 3 сентября 1949 года совершал патрульный полет над северной частью Тихого океана. И его приборы зафиксировали чрезмерно увеличившуюся радиоактивность в верхних слоях атмосферы. Полученные данные были проверены, и американцы пришли к неутешительному для себя выводу: Советский Союз провёл испытания собственного атомного оружия. Несмотря на все трудности, СССР отстал от США всего лишь на 4 года.
Когда об этом доложили Трумэну, он, растерявшись, спросил: «Что же нам теперь делать?». В Вашингтоне молчали 3 недели и не объявляли общественности о случившимся. Правительство боялось, что среди простых американцев может начаться паника. Но вскоре Пентагон нашёл ответ на вопрос президента. Началась новая гонка — теперь уже за водородной бомбой. И американцы во чтобы то ни стало хотели заполучить её первыми, дабы вновь заполучить военное превосходство.
Но и этому плану не суждено было сбыться. 20 августа 1953 года ТАСС сообщил: «На днях в Советском Союзе в испытательных целях проведён взрыв одного из видов водородной бомбы». А 4 октября 1957 года СССР нанёс ещё один удар по амбициям Вашингтона — вывел на орбиту искусственный спутник. А это значило, что у Союза есть ракеты межконтинентальной дальности и Америка больше не сможет рассчитывать на то, что её просто «не достанут». В Белом доме был шок. Затеяв гонку вооружений, они и представить не могли, что СССР сможет не то чтобы достойно, а хоть как-то ответить. Но стратеги Пентагона просчитались по всем пунктам.
А что ждало бы Советский Союз, если бы «Дропшот» всё-таки реализовали? Как можно догадаться, ничего хорошего. Американские военные решили, что побеждённый СССР нужно оккупировать и поделить на четыре «зоны ответственности»: Западная часть, Кавказ — Украина, Урал — Западная Сибирь — Туркестан и Восточная Сибирь — Забайкалье — Приморье. Эти районы подлежали разделению на ещё 22 части. При этом пара американских армий должна была дислоцироваться в Москве. На Ленинград, Мурманск, Горький, Куйбышев, Киев и ещё 15 городов решили выделить по одной дивизии.