Вопросы:
1
Насколько ценными могут оказаться вещи Высоцкого, выставленные на аукцион?
Вениамин Смехов
Личные вещи что Баратынского, что Пушкина, что Высоцкого, ценны и само собой, лучше бы находились там, куда сверху, с небес, было бы естественнее и приятнее смотреть нашим кумирам.
Никита Высоцкий
Что там за вещи – пока никто не знает. Каталог еще не опубликован, он появится в конце октября. Тогда уже надо будет принимать решение: выкупать – не выкупать, надо - не надо, что это. Вещи, о которых писали СМИ, могут и не появиться в каталоге: это просто подогревается интерес к этому аукциону.
Насколько я знаю, практически все рукописи Высоцкого, которые у него были, Марина Влади отдала, они здесь, в России. Я не фетишист, я не считаю, что какие-то серийные вещи, которые когда-то кому-то принадлежали, надо обязательно все собрать, и как над какими-то мощами волноваться. Просто у меня такой характер. Мне кажется, что существуют вещи, которые сообщают информацию о человеке, как-то характеризуют его, тем более, что касается моего отца, если это его рукописи, или фотографии. Фотографии – это документ: человек был там-то, стоял вот здесь. Для музея это, безусловно, ценность. Наверное, и для коллекционера тоже ценность, но у музея свое отношение к этому. Но я не считаю, что все, чего касался мой отец, обязательно должно находиться в государственном хранении. Существует отбор. В наш музей далеко не все попадает, например.
2
Будет ли ощутимой для России утрата выставленных на ноябрьский аукцион вещей Высоцкого?
Вениамин Смехов
Будет ли ощутимой для России утрата выставленных на ноябрьский аукцион вещей Высоцкого?
Я не могу говорить за всю Россию, Россия не одна, ее очень много. Есть такая Россия, которая Высоцкого на дух не переносит, а есть и та, что... Ну вы понимаете. А что касается культуры, то, естественно, такой классик, лидер рейтинга нации Высоцкий... Конечно, то, что ему принадлежало, должно быть дома.
Никита Высоцкий
В СМИ упоминали, например, посмертную маску Высоцкого. Но сама маска хранится в музее, а продается бронзовая отливка. Не знаю. Мне кажется, что это может быть в какую-то частную коллекцию, и можно будет обсуждать, хорошо это или плохо, но на мой взгляд, это не имеет такой ценности, чтобы надо было обязательно выкупать. Что касается стихотворения — мне кажется, что было бы хорошо, если бы он был в российском музее или в каком-нибудь из московских архивов. Или у какого-нибудь внятного коллекционера, который может быть когда-то выставил его где-нибудь.
У тех, кто занимается Высоцким, очень сложные отношения с его рукописями. Потому что очень многие вещи печатаются не по рукописям, а по его исполнению, он не готовил свои произведения к печати. И поэтому тем более все черновики для исследователей, для тех, кто готовит какие-то варианты для публикации — это очень важно. Я и сам отношусь к рукописи как к настоящему чуду, — это чудо, когда человек что-то по-настоящему сделал своей рукой. А что касается вещей, которыми он владел — многие убиваются, что не сохранились его автомобили, и как бы было интересно... Я к этому спокойно отношусь. Я не считаю, что все-все надо собирать: а вот по этому камню он прошел... Это, знаете, немного языческий подход. Я с этим подходом не согласен.
3
Должна ли Россия за государственные деньги выкупить личные вещи Владимира Высоцкого?
Вениамин Смехов
Это риторический вопрос. Надо сопоставлять его вообще с тем, что творится в мире, с тенденцией сохранения лучшего в культуре. Впрочем, я знаю, что иногда вещи чувствуют себя здоровее за рубежом, скажем, в Бремене, в Германии. Может быть, там и лучше хранить, может быть, Марина Влади исходит из вполне разумной логики
Никита Высоцкий
У государства нет возможности участвовать в аукционах.
4
Пойдут ли на это российские госдеятели\музейное сообщество?
Вениамин Смехов
Я плохо разбираюсь в политике, тем более, в политике купли-продажи.
Никита Высоцкий
Скорее всего, если пойдет речь о том, что что-то надо приобрести, сохранить и так далее, то этим будут заниматься определенные люди, с некоторыми я уже говорил, вполне возможно, что эти вещи сюда приедут. Но пока просто непонятно, о чем идет речь.
5
Кто может оказаться новым владельцем вещей Высоцкого?
Вениамин Смехов
Я знаю, что и в Англии есть замечательные следы нашей культуры, и во Франции. Никому не мешает там существование, например, блестящих русских библиотек.
Никита Высоцкий
Вероятно, тот, у кого больше денег. Все зависит от того, ЧТО будет выставляться.
Личные вещи Высоцкого по наследственному праву идут его потомкам, это исключительно их материальный интерес. Пусть выкупают вещи отца сами, за свои деньги. Я как налогоплательщик категорически против чтоб мои налоговые деньги шли на решение проблем потомков Высоцкого.
Марина Влади была и осталась продуктом западнго лицемерия.