К началу XVIII века промышленность Российского государства находилась в плачевном состоянии. Малое число предприятий, последствия Смутного времени приводили к тому, что сырье и изделия для ключевых сфер жизни приходилось импортировать, при том, что выход к Балтийскому и Черному морю у страны отсутствовал, что существенно затрудняло торговлю. Открытых месторождений серебра вплоть до царствования Федора Алексеевича в России не было, использовавшиеся в денежном обращении серебряные рубли перечеканивались из европейских талеров, а попытка проведения денежной реформы с заменой серебра на медь обернулась высокой инфляцией и бунтом недовольного населения.
Еще в 1638 в Туле появилась первая в России доменная печь, там же шла добыча руды. Но лишь при Петре I, который оценил во время пребывания в Великом посольстве предприятия европейских государств, началось широкое развитие промышленности, что было необходимо для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю. Именно в эпоху великих преобразований появились первые судостроительные верфи в Воронеже (1695) и Санкт-Петербурге (1704), на Урале под руководством Никиты Демидова появлялись новые и улучшались старые металлургические заводы, по всей стране шло строительство мануфактур. Впрочем, опыт Петра оказался не слишком успешен — ряд предприятий оказался убыточным, первыми рабочими были «приписанные» к заводам крепостные крестьяне, уровень образования которых был крайне низок для работы со сложными механизмами. В этом и было отличие формирования рабочего класса — если в Европе колыбелью пролетариата было цеховое ремесло, то в России рабочими становились крестьяне, со временем формировавшие на заводах и мануфактурах целые династии, образуя закрытые касты.
В конце XVIII — начале XIX века в развитых странах Европы происходит промышленная революция. Изобретение паровой машины и создание на ее основе новых двигателей и механизмов перевернуло представление о промышленности, существенно повысив производительность труда. В Англии в 1804 году появляется первый паровоз, открывая эру железнодорожного транспорта, в 1825 появляется первая железная дорога общего пользования. В нашей стране идеи промышленной революции начали реализовывать лишь во второй четверти XIX века, а первая железнодорожная линия появилась в 1837 году, на 14 лет остававшаяся единственной. К середине века николаевская Россия показала свою слабость в Крымской войне. Неразвитая сеть железных дорог, устаревшее оружие, плохое снабжение, наличие лишь парусного флота в период расцвета пароходов привели к позорному поражению. Крепостническая система не могла обеспечить страну грамотными рабочими, принудительный труд имел плохую эффективность. Эпоха Александра II также не имела серьезных успехов, однако освобождение крестьян дало им возможность становиться рабочими уже по своему желанию.
Развитие предприятий в конце XIX века
Только к концу XIX века Россия набрала уверенные темпы развития экономики, на что повлияли введенные пошлины на импорт, а также появление действовавших под протекцией государства синдикатов, контролировавших целые отрасли экономики. Страну окутали сети железных дорог, Санкт-Петербург, Москва, Харьков превратились в крупные промышленные центры. Год от года росло количество рабочих. Но даже несмотря на это доля всех городских жителей по отношению к общему населению империи составляла не более десяти процентов.
К началу XX века уже оформились основные районы развития промышленности. Так, Москва стала центром текстильной и пищевой промышленности. В Санкт-Петербурге активно развивалась металлообработка и машиностроение (Путиловский, Обуховский заводы), в городе сосредоточилось до 10% промышленных предприятий страны. Юг России был лидером по добыче угля, также в регионе присутствовали заводы по производству сельскохозяйственной техники и машиностроительные заводы (Харьковский паровозостроительный завод). Урал сосредоточил крупные металлургические и военные предприятия (Ижевский завод). В Закавказье активно шла добыча нефти.
Однако Россия все еще оставалась преимущественно аграрной страной, а нахождение большей части крупных промышленных центров в Европейской части государства говорит о неравном развитии индустрии в целом по империи, отдельные отрасли развивались скачками с целью догнать развитые страны, пропуская целые этапы, на которые в Европе уходили десятилетия. Ценой подобных скачков стало тяжелое положение рабочих.
Положение рабочих на заводах и фабриках
Нахождение основной массы предприятий в городах приводило к концентрированию рабочего населения на его окраинах в близости к заводам (например, в Санкт-Петербурге подобными местами были Выборгская сторона, Колпино, Невская и Нарвская заставы). Постепенно формировались целые кварталы, в которых квартиры, комнаты и углы сдавались внаем рабочим. За счет высокой стоимости съема квартиры (28 рублей в месяц в Санкт-Петербурге при зарплате токаря 40−50 рублей) рабочие старались занимать меньшие помещения, а часто жили артелями, ведя совместное хозяйство. В кварталах процветала антисанитария, а уровень медицинского обслуживания был крайне низким.
Питание также было большой статьей расходов, так как уже оторвавшиеся от крестьянства рабочие не имели связи с деревней, а также не могли выращивать сельскохозяйственные культуры за неимением места и времени для этого. Продукты питания в крупных городах были значительно дороже. Существовали и столовые, где рабочие могли недорого поесть, однако количество таких заведений было небольшим. Открывались питейные заведения, результатом чего стало распространение пьянства.
Также рабочие вынуждены были тратить свои заработки на спецодежду, которой их не обеспечивали предприятия, и штрафы, которые налагались за неисправную работу, прогулы и нарушение порядка.
Грамотность среди рабочих по сравнению с крестьянским населением была высокой (около 60%), но все же плохо удовлетворяла потребности предприятий в высококвалифицированных специалистах, к которым относились электрики, металлисты, кузнецы.
Средняя продолжительность рабочего дня составляла более 11 часов, что было выше, чем в Англии (8−9 часов) и Германии (10,5 часов). Закон о сокращении рабочего дня, вышедший в 1897 году, ограничивал его продолжительность 11,5 часами (в субботу — 10 часов), что зачастую не исполнялось руководителями предприятий. Рабочим запрещалось создавать организации для защиты своих прав.
Тяжелое положение рабочих создало почву для развития революционных идей. Требования установления восьмичасового рабочего дня и создания профсоюзов включали почти все программы партий и организаций, действовавших на рубеже XIX-XX веков. Одним из самых действенных способов отстаивания своих интересов стали стачки на предприятиях.
Первые стачки в Российской империи
Одной из первых забастовок в России была так называемая Морозовская стачка, произошедшая в январе 1885 года во Владимирской губернии на текстильной фабрике, принадлежавшей известному промышленнику Тимофею Морозову. В ответ на урезание зарплаты, введение системы штрафов и принуждение работать в праздничный день, рабочие под руководством Петра Моисеенко и Василия Волкова составили петицию с требованием улучшения условий труда. Петиция была передана губернатору, однако требования были проигнорированы. Спустя несколько дней после начала стачки были арестованы несколько сотен рабочих из числа восьми тысяч бастующих, а 17 января после столкновения бастующих и правительственных войск волнения были подавлены. Тридцать три предполагаемых зачинщика были оправданы судом присяжных, однако большое число рабочих было выслано под надзор полиции.
Несмотря на подавление первого выступления рабочих, власти и руководство фабрики пошли на ряд уступок: морозовским рабочим были возмещены штрафы, а вышедший в 1886 году закон о штрафах предусматривал расходование денег, полученных с них, на нужды рабочих.
Известия о Морозовской стачке побудило деятелей революционного и рабочего движения прибегать к забастовкам для удовлетворения своих требований. За счет связей между предприятиями стали проходить стачки одновременно на нескольких заводах и фабриках. 1 мая 1890 году в Варшаве проходит демонстрация, посвященная дню солидарности трудящихся, данное событие сопровождалось забастовкой 10 тысяч рабочих. В 1901 году 1 мая по стране прокатилась волна демонстраций, на некоторых из них открыто звучал лозунг «Долой самодержавие!», тем самым, кроме традиционно экономических требований, рабочие стали выдвигать требования политические. В этот же день рабочие Обуховского завода в Санкт-Петербурге объявили забастовку, в ответ на которую был уволен ряд зачинщиков. Администрации предприятия были выдвинуты требования с установлением восьмичасового рабочего дня, восстановлении уволенных сотрудников, увеличения оплаты труда.
После попытки разгона стачки полицией 5 мая, рабочие забаррикадировались на территории завода и отразили несколько атак, используя камни, поленья и железные прутья. Лишь к концу дня правительственным войскам удалось подавить выступление, в ходе которого погибло восемь рабочих. Начальник завода вынужден был пойти на уступки, большая часть требований, выдвинутых рабочими, была выполнена. В. Ленин, оценивая первый опыт отстаивания рабочими своих интересов на баррикадах, писал: «Уличная борьба возможна, безнадежно не положение бойцов, а положение правительства, если ему придется иметь дело с населением не одного только завода». Стачечное движение продолжало развиваться.
Просто хорошо звучит "буржуй недобритый".
Случалось ли вам, автор, помимо изучения трудов Ленина и Троцкого, бывать в Орехово-Зуеве?
Там можно узнать много интересного и об условиях жизни рабочих на морозовских предприятиях, и об исходе стачки. И о законодательстве того времени заодно.
Право, советую, если добреетесь.
Татьяна, спасибо за предложение, было бы очень интересно!
Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что данное предложение вы делаете по причине неверно описанных на ваш взгляд событий во время Морозовской стачки в моем посте?
Да, там особенно интересен процесс.
К сожалению, недосуг в данный момент эту тему развивать Но об Орехове-Зуеве я кое-что писала вот здесь: https://echo.msk.ru/blog/moscowtravel/1950990-echo/
А недобритых туда не пускают?
Не поняла, Армен. :)
Ааааа!
Прошу прощения за опечатку.