Воссоединение триптиха

Опубликовано: 03 ноября 2016 в 19:20 Распечатать Сохранить в PDF

Воссоединение триптиха Михаила Скотти произошло на выставке в Третьяковке.

Что, впрочем, требует пояснений. Итак: Михаил Скотти — представитель династии живописцев итальянского происхождения. Родился, впрочем, в Санкт-Петербурге, так что именовался Михаил Иванович. Отец же его — Джованни Батиста Скотти или Иван Карлович, поскольку тоже практически русский, в Россию попал в детстве вместе с отцом (также живописцем, понятно) Карло Скотти. Имелся у Михаила еще и дядя-живописец Доменико Скотти или Дементий Карлович. Но сказанного, думаю уже достаточно.

Короче, живописью занималось все семейство, но по жанрам они различались. Наш Михаил Иванович предпочел историческую тематику. В результате чего и появился наш триптих.

Вообще-то это был заказ. Причем заказ частный: от Алексея Ивановича Лобкова, предпринимателя, благотворителя, славянофила — и, что нам важно, заодно и коллекционера. Три работы Скотти, висевшие в его доме, были посвящены событиям русской смуты — а конкретно 1612 года.

Формат триптиха, кстати, вызывает немалое удивление — такого соединения работ круглых и прямоугольных я и не припомню. Не исключено, что они как-то подстраивались непосредственно под планы заказчика по развеске, под его интерьеры. Но сейчас проверить это мы уже не можем.

Ну, так вот и сами работы. Левая часть триптиха — «Смерть Ивана Сусанина».

Центральная — Минин и Пожарский.

У третьей работы, размещенной справа, название самое длинное и требующее пояснений: «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину».

Не надо искать в этом имени географической привязки (с ней этот персонаж обычно именуется Дионисий Радонежский, а Зобниновский или Зобнинов — его фамилия). Как раз в описываемый период он был архимандритом в Троице-Сергиевой лавре и оттуда рассылал по городам грамоты с призывом объединяться в борьбе с врагом.

Впрочем, архимандрит еще и принимал в лавре в 1612 году идущее на Москву ополчение, благословлял Минина и Пожарского, а годом позже принимал в лавре ехавшего в Москву Михаила Федоровича и участвовал в венчании его на царство. Но художник (или заказчик?), как видим, выбрал для картины иной эпизод.

Да, в Третьяковке обнаружились графические эскизы Скотти к данному триптиху, и они тоже включены в экспозицию.

Так почему же «воссоединение» триптиха? А потому, что после революции картины были у владельцев отобраны, а затем и разъединены. Минин с Пожарским попал Нижегородский музей, архимандрит — в музей Сергиева Посада. «Сусанин» и вовсе попал в частные руки.

Сейчас, однако, Третьяковская галере представляет его как свое свежее приобретение. Правда, не за собственные деньги, а на средства мецената. В честь чего и устроена выставка (которая впоследствии, вероятно, еще попутешествует).

Ну, а Нижегородский художественный музей даже выпустил майку с изображением работы Михаила Скотти — на вернисаже ее демонстрирует зав. отделом живописи XVIII — первой половины XIX века в Третьяковке Людмила Алексеевна Маркина.

А выставлено все это в главном здании Третьяковской галереи в зале № 11 — и будет там до середины января.


Комментарии 58

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Борис Вараксин 06.11.2016 | 19:3619:36

Татьяне на 18:26.
Грамота сама по себе наводит на вопросы. Откуда литовцы знали, что Иван Сусанин знал, где его хозяин? У него это на лбу было написано? И откуда Богдашка знал, что литовцы знали, что его тесть знал о местонахождении будущего царя? И зачем литовцам был нужен безобидный потенциальный хозяин всея Руси? И откуда они вообще узнали, что Михаил будет царём? Им по телефону сообщили? Представьте себе: какие-то литовцы откуда-то узнают, что какой-то Михаил избран на царство. У них и времени-то не было хотя бы переварить это известие. И убивать-то зачем? Ну, сказал бы им Иван Осипович: не знаю, где мой хозяин. Ищите, коли вы такие умные да прыткие (это уже про себя). В общем, бред полный. Надо очень хотеть, чтобы поверить в такое фуфло...

Татьяна Пелипейко 06.11.2016 | 22:3022:30

Кстати, Борис, я вам там пониже ссылочку дала на разговор про иностранных художников в России.

Татьяна Пелипейко 06.11.2016 | 22:2622:26

Ладно, буду адвокатом дьявола.
Откуда знали? Земский собор уже давно заседал (кстати, прошу прощения, "сусанинские" события - это не декабрь, а конец зимы, скорее февраль), Михаил был одним из кандидатов имевших определенную поддержку.
Зачем он им был нужен? А как же кандидатура королевича Владислава? Ее, между прочим, тоже включили. Убрать конкурента.
Чего поляков понесло, в село Домнино? Это была романовская вотчина, Михаил с маменькой находились, по идее, где-то там. Отряд, по официальной версии, не просто болтался по лесам, а был туда специально послан для уничтожения вероятного кандидата.
"Откуда знали, что Иван Сусанин знал..." - да просто спросили дорогу в то село. Не "знаешь ли где он", а просто куда идти.

Собственно, возможны тут любые варианты. Что за, что против.

Борис Вараксин 07.11.2016 | 09:5809:58

Так ведь Михаила уже избрали, после чего всё и "случилось". И шустро так "случилось". Власти нужно было, чтобы не какого-то там кандидата хотели порешить, а новоизбранного царя. И интересно, как при тогдашних средствах коммуникации можно было уложиться в столь краткий срок. И опять же: если Владислав не избран, какой смысл убирать Михаила? После этого что, Владислава избрали бы? Типа: знаете, один из кандидатов откинулся, давайте проголосуем за его конкурента? Ну, бред же. Конечно, история была придумана. Наверно, Иван Сусанин и впрямь существовал. Наверно, пропал без вести. Время было беспокойное, могли и порешить какие-нибудь разбойнички. Ну, кому-то пришла в голову неплохая идея: сделать из простого крестьянина народного героя, который за царя жизни не пожалел. Сразу идея в массы не пошла (вследствие своей очевидной глупости), но позже это дело всё-таки добили. И теперь всякого рода патриоты не желают даже в малой степени напрячь то, что у других людей мозгом зовётся. А зачем? Красивая ведь легенда. Как высказался министр культуры РФ, даже если б ничего этого не было, это стоило придумать. Вот и придумали...

Татьяна Пелипейко 07.11.2016 | 17:5517:55

Как говорил, водя по территории бывшего 14-го корпуса Кремля высокое начальство, возмечтавшее восстановить монастыри, замдиректора Музеев Кремля по науке: "Ну очень мало материалов". :)

Да, надо полагать, Сусанин действительно был. Не надо забывать, что Домнино - романовское село. То есть и маменька Михаила и он сам жителей могли просто знать лично и без этого просьба зятя ну никак бы не проканала.
Почему в 1619-м году? Сложно сказать, но тут где-то мелькнула информация, что в том году Михаил с мамашей свое вотчинное село навестили - тут и мог зайти разговор, завершившийся известным нам образом.
Что в 1612-13-м Романовы действительно то жили в своей вотчине, то перебирались в Кострому под защиту монастырских стен - тоже вроде бы зафиксировано.
Ликвидировать избранного для недовольных решением - тоже вариант. Не обязательно для избрания своего собственного кандидата, но для избрания в дальнейшем представителя более удобного клана 9а с поляками тогда кто только не был повязан).

Короче, возможна масса вариантов и за и против. Причем реально подтвердить их проблемно, все умозрительно.

Борис Вараксин 07.11.2016 | 19:0319:03

Михаил, насколько я в курсе, был непопулярным царём. И чем дальше, тем менее популярным. Нужно было что-то такое придумать, что продемонстрировало бы поддержку народа. Придумали подвиг самопожертвования ради царя. И кандидат подыскался. А для вящей убедительности сварганили награду за подвиг в виде половины деревни. Когда под тобою трон качается, ещё и не тем пожертвуешь. Да и за хорошую идею хорошо платить надо. А так... С какой стати простому мужику за своего господина помирать-то? Да ещё и в полной безвестности? Ему что, жить надоело? И литовцы... Они что, всех, кто им не мог ответить, тут же кончали? Чушь это собачья. Просто очень удобно было безвестную гибель Ивана приписать пришлым полякам. Чужакам. В общем, смешно всё это...

Сергей Макаров 06.11.2016 | 19:0019:00

"Герой третьего полотна — игумен Троицкого монастыря Дионисий Зобниновский (около 1570 – 1633) — прославился как вдохновитель народного сопротивления. Он сочинял "грамоты поучительные", которые "писцы борзые и доброумные" переписывали, а затем "во все города их посылал". При освобождении Москвы Дионисий совершил молебен на Лобном месте перед вступившим в столицу русским войском."
Помог, историческую справедливость восстановил "молитвами", без этого и сегодня ну ни как нельзя. Ракеты в космос окропить, советы дать как в стане порядок навести, и как молебны провести чтобы стадион в Питере достроить, вместо того чтобы руками что самим делать...
и за свечки в церкви не деньги по прейскуранту через кассовый аппарат принять а пожертвование...святые угодники.

Сергей Макаров 06.11.2016 | 18:4918:49

«Преподобный Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину - защитнику осажденного Троице-Сергиева монастыря»
Если дело в осажденном монастыре происходит, то кой ляд защитнику ета бумага-цедуля?
Еже ли не в монастыре, то че защитник делает вне стен этого монастыря?
Опять «страдающее Средневековье»;- Батюшка я Табе топорик принес, у нас беда, каждый воин мужской силы на счету, выбирай какой тебе по руке будетЪ? - Нет сын мой, вот бумагу возьми, тебе облегчение от ее обладания сниспошлется...опять лубок да и только.