Иматра — это где-то в Индонезии? — спросите Вы. Иматранкоски — водоскат в Финляндии, на реке Вуокса, недалеко от озера Сайма. Раньше здесь был водопад, который можно было по справедливости называть «водопад Керн». Если бы на рубеже XX века живописец Аксель Галлен-Каллела не создал свой неповторимый образ, а рокот воды не сопровождала музыка Сибелиуса. После Всемирной выставки 1900 г. Галлен-Каллела приобрел статус ведущего финского художника, известного во всем мире.

Иматра, 1893 г.
100 лет финны живут без русского царя, еще больше — без шведского. А ведь король Густав Ваза внес Иматру в официальные документы с 1557 г.: «Ловля лосося возле водопада в Иматре» записана как облагающаяся налогом в королевских книгах. Водопадом любовался в 1638 г. генерал-губернатор Финляндии граф Пэр Брахе, а уже в 1787 г. Иматра впервые попала на полотно художника.

В 1772 г. на Иматре побывала Екатерина Великая. А летом 1829 года — Анна Керн в компании друзей — Ореста Сомова, барона Дельвига и «известного любителя музыки» Глинки. «Я слышала, что потом, с нашей легкой руки, вошло в моду ездить любоваться великолепным водопадом, что около него настроили гостиницы, кофейни, разные павильоны и тем отняли всю поэзию у чудной Иматры, так что никто, никто (мне отрадно это думать) не мог уже восхищаться ее дикими, нетронутыми красотами, как восхищалось наше общество».
Сегодня у многих москвичек возникает «питерский синдром» — сесть в поезд и уехать в Петербург… 100 лет назад возникла европейская мода — в случае несчастной любви кончать жизнь самоубийством, бросившись в водопад. В 1892 г. из Санкт-Петербурга в Иматру ходило 12 поездов в день. Скоро вышло специальное распоряжение — отказывать на Финляндском вокзале молодым людям, которые просили one way ticket… билет до Иматры в один конец…
«Нет проплывших через Вуоксу, Иматру перешагнувших» — написано в Калевале.
Судя по запискам Керн, Иматра обладала тайной притягательной силой: «В некоторых из нас не шутя на миг мелькало желание броситься в нее». «Чудь под землю ушла» — есть у Рериха одна картина о Севере. Аксель Галлен-Каллела. У реки Туонелы (Туонелла — страна смерти). Финляндия — загадочна… По легенде, «подземную страну» Маналу или Туонелу от мира живых отделяла река; ее воды — огненный поток или быстрый поток мечей и копий. Через реку Маналы ведет мост-нитка…





В 1972 г. в Иматре появился памятник с названием «Дева Иматра» (автор — Таисто Мартискайнен). Через 10 лет после открытия монумента скульптор утонул в одном из озёр муниципалитета Леппявирта в Северном Саво. В 50 километрах от Иматры есть «странный» парк Патсаспуйсто со скульптурами Вейо Рёнккёнена.
«Мне сказала в пляске шумной
Сумасшедшая вода:
«Если ты больной, но умный —
Прыгай, миленький, сюда!»
Извините. Очень надо…
Я приехал отдохнуть.
А за мной из водопада
Донеслось: «Когда-нибудь!»
Саша Чёрный

В Иматре есть храмы: православная церковь святого Николая Чудотворца и лютеранская Трех крестов. Свое название модернистская церковь Трех крестов (1958) получила из-за того, что ее алтарную часть украшает три креста. Они напоминают прихожанам церкви о Голгофе, где были распяты Иисус Христос и два разбойника… В церкви Трех крестов находится орган, трубы которого сделаны из местных пород деревьев. Церковь Трех крестов имеет на своих стенах около 100 окон. Если долго искать… можно найти только два окна с одинаковой формой.
Анна Петровна не раз отмечает в своих воспоминаниях, что из доступной еды были только — «плоховина» (от финского lohi — лосось) и «свадрик». Искаженное шведское svartdricka («черный напиток»), финский квас или домашнее пиво «калья».
Увижу ль вас когда-нибудь,
С моею нежной половиной,
Увижу ль вас когда-нибудь,
О милый свадрик с плоховиной!
В 1876 г. на Иматре в гостях у русского царя побывал Император Бразилии Педро II. Сохранилось меню торжественного ужина, устроенного у водопада для бразильского императора: жаренная утка, особо приготовленная баранина, отварной лосось. А от самого Педро остался автограф на камне, который можно видеть чуть ниже водопада, где со времен Баратынского образовалась целая «галерея» наскальных изображений.

Есть и субъективный рассказ А. Куприна (1908).
- Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой.
Даже лучший песнопевец
Песен всех не выпевает.
Даже водопад проворный
Всей воды не изливает.
Тут стезя певцам открыта,
Дальше новый путь продолжен…
=== Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ===
О, какая цитата!
Как человек, бывавший в Иматре много раз, имею менее литературный набор впечатлений.
Первое самое сильное впечатление, конечно, производит отель-замок Иматран Валтионхотелли. Построенная в начале века в стиле северный модерн, гостиница хорошо поставлена на берегу каскада и ИМХО имеет один из самых романтичных гостиничных экстерьеров в Европе. Внутри всё не так эффектно, на мой взгляд, темновато и даже летом не хватает инсоляции. Во время войн здесь была ставка верховного главнокомандующего (обсужденного нами Маннергейма).
Сам каньон никуда не исчез, по прежнему суровый, а летом там ежедневно производят сброс воды, что должно быть выглядит круче чем в 19 веке, из-за объемов.
Недалеко от гостиницы неполиткорректный указатель на английском, что-то типа : «Rock graffiti of a wild man». Это так они обозначают тропинку к надписям на русском. Раньше надписи были плохо видны, но в последнее время их подкрашивают белой краской. Читать их очень интересно.
Отдельного упоминания заслуживает надпись на беседке, где побывала Екатерина Вторая. Эта надпись имеет большое историческое и юридическое значение, - она свидетельствует о том, что Иматра, (как и Хамина и Лапперанта) была русским городом уже в 18 веке, задолго до присоединения Финляндии к России в 1809 году. Это же свидетельство щедрости Сталина, который оставил Иматру финнам и провел границу недалеко в лесу.
Русские не могут не заметить воинских кладбищ. У финнов во время войн с советами была иная логистика захоронений. Трупы погибших солдат не хоронили на фронте, а привозили на родину по месту призыва. Так вот, могил в Иматре очень много.
Относительно известного рассказа Куприна. Этот рассказ может ввести в заблуждение неопытного читателя о некоем культурном преимуществе Финляндии над Россией в начале 20 века. Это не совсем так. В целом уровень жизни финнов был выше среднерусского, но ниже петербургского и московского. Некоторое экономическое преимущество базировалось на дарованных Александром 1 контрабандных возможностях. Тем более не может быть сравнений в части сервиса лучших питерских ресторанов с финскими. Расположенная на расстоянии 180 км. от Петербурга Иматра предлагала дачные услуги тем, кто не мог позволить себе дачу в пригородах (Царское Село, Павловск, Петергоф, Сестрорецк…): учителя, доктора, поручики, почтовые служащие. Простейшая аналогия с современностью – питание российских туристов в 3-4* турецких гостиницах.
В 70-е годы Иматра была главным каналом поставки в Ленинград джинсов, жвачки и прочего ширпотреба.
=== контрабандных возможностях. ===
О, вспомним первую приобретенную Павлом Третьяковым (отвратную по живописи!) картину - "Арест финских контрабандистов". :))
Да, так формировалось благосостояние финнов.
Большое спасибо, Самсон.
Небольшие дополнения. Водопад возник примерно 4500 лет назад. «Коронный парк» был разбит по указанию царя и Великого князя Финляндии в 1842 году. Николай I повелел, чтобы водоскат и окрестности не трогали, но его не послушали, а зря… Город Иматра основан в 1948 г. на берегу озера Саймаа.
Здешние усадьбы принадлежали россиянам - баронскому роду Унгерн-Штернберг, семье Бенуа, князьям Оболенским и семье Ольденбургских.
как сказал однажды пожилой карел: зачем деньги – грибы, рыба… это все твое… можешь прийти и взять сколько надо.
-------------------
Сравните, Ф.Ф., с рассказом о костромском миллионере Кокореве:
Как-то во время заседания Комитета помощи голодающим крестьянам северных губерний члены комитета долго не могли решить, что сделать лучше: оказывать крестьянам единовременную помощь или систематическую. Спросили совета у Василия Кокорева. Тот пожал плечами и промолвил:
— Никакие меры из предложенных и никакие миллионы не спасут Север... Единовременная помощь бесполезна, систематическая - невозможна. На систематическую не хватит денег, от единовременной, если ее не украдут по дороге, мужик забалует.
— Но что же делать? - вопрос председательствующего был, скорее, риторическим, однако Кокорев дал на него вполне конкретный ответ.
- А накупите ружей, пороху и дроби - вот и все. Это поправит их лучше всякой помощи.
Сказав это, купец встал и вышел из залы.
- Гениальный человек, - только и сказал ему вслед глава комитета.
"А накупите ружей, пороху и дроби.... у меня":-)
Еще спички нужны. Об этом Гайдай снял фильм «За спичками» (1980).
О чем снял фильм Гайдай я понимаю...