Династические браки были одним из самых действенных орудий дипломатии Средневековья и раннего Нового времени. Особенно в этом деле прославились Габсбурги — к середине 16-го века они смогли создать могущественную империю, которая простиралась от Нового Света до венгерских равнин. Исключением не стал и испанский король Филипп II, который за свою жизнь успел жениться четырежды, а супругами зачастую становились родственницы — так Габсбурги избегали проблемы излишнего дробления своих земель и риска их наследования другими династиями.
Мария Португальская: холод в отношениях
Наследник испанской короны, сын самого могущественного государя того времени, Филипп был рано включён в династические игры своего отца Карла V. Как будущий владетель Испании, юный принц был помолвлен с дочерью португальского короля Жуана III — это позволило укрепить и без того тесные отношения двух монархий Пиренейского полуострова. По матери Мария Португальская приходилась своему будущему мужу двоюродной сестрой. Этот факт заставил Карла V обратиться в папскую курию за разрешением, которое, надо сказать, было получено без особых проблем.
Свадьба состоялась 12 ноября 1543 года в Саламанке. Церемония сопровождалась пышными празднествами и торжественным обедом. Увы, этот брак был далёк от идиллии. После отъезда из Саламанки в Вальядолид молодожёны спали в отдельных комнатах и старались проводить друг с другом как можно меньше времени. Это вызывало серьёзное беспокойство Карла V, который ожидал от пары наследника. Очевидцы так описывали отношения супругов: «Когда они вместе, то его высочество создаёт впечатление, будто он находится с ней против своей воли, и как только она садится, он снова встаёт и оставляет её в одиночестве».
Несмотря на холод в отношениях, Мария родила мужу наследника — 8 июля 1545 году на свет появился Карлос. Мать пережила сына всего на несколько дней. Осложнения после родов стали причиной смерти Марии Португальской. На момент кончины ей было всего 17 лет. Филипп тяжело переживал утрату: по всей видимости, какие-то чувства к супруге он всё же испытывал. Принц удалился в монастырь и не связывался с отцом в течение месяца.
Карлос был болезненным мальчиком. Впоследствии, уже в юношеском возрасте, принц получил травму черепа, после чего ему сделали трепанацию. Это стало причиной непредсказуемого поведения наследника: по сообщениям источников, он пытался то организовать покушение на отца, то бежать в Нидерланды. В конечном счёте Филипп рассудил, что Карлос представляет угрозу для страны, и арестовал его в начале 1568 года. Спустя 6 месяцев Карлос скончался — впоследствии протестантские противники испанского короля активно распространяли слухи, будто бы Филипп лично приказал убить сына. Однако в наше время превалирует гипотеза о естественной смерти принца. Нелёгкая судьба Карлоса позднее легла в основу сюжета оперы Джузеппе Верди.
Мария Тюдор: «старая дева» и испанский принц
Следующая женитьба Филиппа также была результатом стратегических планов Карла V. Мария Тюдор, взошедшая на престол в 1553 году после смерти Эдуарда VI, оставалась незамужней, хотя на момент воцарения ей было уже 37 лет. Это не придавало Филиппу энтузиазма, однако он понимал, какое значение этот союз имеет для его отца. «Ваше Величество уже знает, что я — ваш самый послушный сын, и мои желания совпадают с вашими, особенно в таком важном вопросе», — писал Филипп Карлу в ответ на его предложение о сватовстве к Марии.
Переговоры о браке с английскими представителями вели послы Карла, сам принц в них не участвовал. Мария же, получив предложение, немедленно захотела увидеть жениха — для этой цели Тициану был заказан портрет Филиппа. Английская королева понимала, что принц вряд ли будет питать к ней тёплые супружеские чувства, однако политические последствия этого шага перевешивали — королева, только взошедшая на престол, нуждалась в прочной поддержке извне. Испания на этом фоне становилась идеальным союзником.
Филипп прибыл в Англию в июле 1554 года. В Винчестере обручённые впервые увидели друг друга. Очевидец вспоминал: «Его Высочество был очень вежлив с королевой более часа, разговаривая с ней по-испански, а она говорила по-французски, так они понимали друг друга». 25 числа Филипп и Мария официально вступили в брак. Многие в Англии роптали — существовали опасения католической реакции и даже оккупации страны испанскими войсками. Однако, по решению парламента, испанский принц не участвовал в государственных делах, оставаясь просто мужем и символом поддержки королевы со стороны Испании.
Брак Филиппа и Марии продлился недолго. Королева скончалась спустя 4 года от лихорадки. Впоследствии, уже будучи суверенным королём, Филипп стремился возобновить англо-испанский союз и даже предпринимал попытки сватовства к королеве Елизавете I. Последняя не особенна жаловала испанцев: отношения между странами стремительно ухудшались — вплоть до войны в 1580-х годах.
Изабелла Валуа: «мирная» королева
После официального восхождения на испанский престол Филипп продолжил дело отца. В 1559 году подошла к концу долгая череда испано-французских войн: в городе Като-Камбрези был подписан мирный договор. За год до этого, понимая, что дело наконец идёт к урегулированию отношений, Генрих II Валуа принял решение о помолвке своей дочери Изабеллы и наследника испанского престола дона Карлоса. Дело шло к свадьбе, однако Филипп ради государственных интересов внезапно изменил свои планы.
В очередной раз вдовый Филипп предложил Изабелле руку и сердце. Ко французскому двору был послан герцог Альба, который и женился на дочери Генриха «по доверенности» 21 июля 1559 года. Спустя полгода четырнадцатилетняя девушка отправилась в Испанию, где наконец вживую увидела своего суженого: на тот момент Филиппу было уже 32 года. Разница в возрасте и многочисленные любовницы короля не помешали королеве по-настоящему заботиться о супруге.
Молодая королева начала учить испанский язык, сопровождала Филиппа в его поездках по стране. С течением времени король всё дольше оставался со своей молодой женой, постепенно привыкая к ней и проникаясь чувствами. За 9 лет брака Изабелла подарила Филиппу двух девочек. Каждая беременность юной Валуа сопровождалась тяжёлыми болезнями, и Филипп проводил много часов у постели своей супруги.
Осенью 1568 года королева заболела во время очередной беременности. Недуг вызвал преждевременные роды — девочка, появившаяся на свет, не выжила. Филипп находился подле жены всё время и стал свидетелем её кончины 3 октября. Королеве было всего 23 года. Филипп тяжело переживал утрату. Однако государственные дела требовали появления наследника, особенно на фоне помешательства дона Карлоса. В 1570 году Филипп женится в четвёртый раз.
Анна Австрийская — последняя любовь короля
Новой избранницей испанского короля стала его племянница Анна Австрийская, дочь императора Священной Римской империи Максимилиана II. Перед королевой стояла важная задача — одарить Филиппа наследником.
Разница между супругами составляла 22 года, на момент женитьбы Анне был 21 год. Осенью 1570-го она прибыла в Сантандер после долгого морского перехода — её встретила величественная процессия из 2 тыс. человек, в число которых входили 100 музыкантов, развлекавших девушку на протяжении пути. Свадьба состоялась в Алькасаре, пышности церемонии могли позавидовать все монархи мира.
Филипп говорил о «великой любви» между ним и племянницей-женой. Голубоглазая и светловолосая Анна подарила королю несколько сыновей, первый из которых, Фернандо, родился уже в декабре 1571 года. За 10 лет брака у венценосной четы родится 5 детей: 4 сына и дочь Мария. Однако, будучи плодами кровосмешения, почти все они прожили недолго. Лишь самому младшему сыну, Филиппу, удалось остаться в живых — именно он и станет наследником и в 1598 году займёт престол.
В 1580 году Анна, будучи на 6-м месяце беременности, внезапно заболела. Она заразилась простудой от мужа в Португалии, куда чета отправилась для оформления личной унии двух государств. Королева скоропостижно скончалась 26 октября 1580 года. Потрясение Филиппа было настолько сильным, что он решил принять обет безбрачия. Следующие 19 лет Филипп будет править своими обширными владениями один.
Король скончался в сентябре 1598 года. Его похоронили в отстроенном им же Эскориале — поражающей воображение резиденции испанских государей. Там же покоятся останки Марии Португальской, Изабеллы и Анны.