«Около Варшавы дорога оказалась настолько забитой, что продвигаться вперёд можно было только шагом. Выборы обещали быть более многолюдными, чем обычно. В Варшаву стекалась шляхта из самых отдалённых русских и литовских провинций, но главным образом для собственной безопасности. И хотя до выборов было ещё время, и заседания сейма ещё только начинались, шляхта спешила в столицу за месяц, за два, чтобы заранее снять квартиру получше, возобновить старые знакомства, повеселиться в панских дворцах и отдохнуть от однообразия сельской жизни», — описывал в «Огнём и мечом» очередной съезд сейма знаменитый польский писатель Генрик Сенкевич. Собрание шляхты и дворянства в столице государства — важнейшее политическое событие, чьи корни уходят в древнейшие времена, когда на месте польского государства существовали разрозненные славянские племена.
Вец — средневековый предок сейма
Как почти все представительные органы Средневековья и Нового времени, польский сейм сформировался из древних общинных собраний, на которых решались многочисленные вопросы — от отношений с соседними племенами до наказания провинившихся. Собрания делились на несколько уровней в зависимости от широты охвата. В отдельных общинах существовало вече, на котором чаще всего избирался жупан — польский аналог восточнославянского князя. В то же время само вече (вец) созывалось нечасто: главные вопросы община решала на собрании старейшин — наиболее авторитетных жителей — во главе с жупаном.
Похожее устройство имел и вец племени — он собирался из жупанов отдельных общин и старейшин. Для решения вопросов, касавшихся всех членов племени, представительство этого древнего парламента расширялось до всех свободных и взрослых жителей. На веце избирался всеобщий жупан, ведавший армией, казной и имевший право вершить суд, если ему позволяли делать это старейшины и племенная аристократия.
Протогосударственными образованиями на территории Польши можно считать союзы племён: лендзяне, мазовшане, поляне, гоплане, слензяне, поморяне. Вецы копировались по образу и подобию более мелких за тем исключением, что на них имели право присутствовать лишь жупаны и старейшины общин, избиравшие великого князя, функции которого повторяли функции жупан — разве что ответственности и сосредоточия силы было на порядок больше.
Сейм Польши: от первых королей до Речи Посполитой
К 10-му веку польские племена объединились в королевство, принявшее христианство по римскому образцу в период правления Мешко I Пяста. Политическая борьба в то время развернулась, прежде всего, в среде королевской семьи и приближённых к ним крупных землевладельцев, поэтому о роли веца или сейма говорить довольно сложно. Письменные источники не сохранили до нашего времени никаких упоминаний о крупных съездах представителей областей раннесредневековой Польши.
Первый зафиксированный в источниках сейм состоялся в 1182 году в Ленчине и касался судьбы тогдашнего короля Мешко III — он вёл борьбу за престол с младшим братом Казимиром. Вся история раннесредневековой Польши состояла из таких сюжетов: раздробленная на множество удельных княжеств, она стала ареной борьбы мелких князей и королей, которые могли задерживаться на троне считанные месяцы. Конец этому положил Казимир Великий в 14-м веке.
Казимир смог объединить почти всю страну (за исключением нескольких княжеств) и унифицировать правовое положение в каждом из них, приведя всё к единому юридическому знаменателю в «Статутах Казимира Великого» в 1347 году. Этот документ был принят на сейме в Вислице в присутствии большого количества делегатов со всей страны, что придавало государственному акту большую легитимность. Однако это не означало, что общепольский сейм обладал какой-то политической силой — внутренние проблемы решал в основном сам король, обладавший пока ещё широкими полномочиями, и королевский совет.
Династический кризис, разразившийся в стране после смерти Казимира и недолгого правления Людовика Анжуйского, серьёзно подорвал королевскую власть и изменил политическое устройство на долгие годы вперёд. Большую роль во внутренних делах страны стали играть магнаты, возводившие на престол королей и использовавшие сейм в своих интересах. Кревская уния, объединившая Польское королевство и Великое Княжество Литовское, открыла новую главу в истории сейма — с 14-го века начинает своё развитие система двухпалатного сословно-представительного органа, формировавшегося из представителей местных сеймиков. Они созывались довольно часто, а главную роль в их проведении играли члены королевского совета, трансформировавшегося в верхнюю палату польского парламента. С началом объединения Польши и Литвы польская модель политического устройства начала распространяться и на восточные земли унии, создав предпосылки для складывания единого сословно-представительного аппарата будущей Речи Посполитой.
Шляхетская демократия — расцвет и кризис
1569 год ознаменовал собой образование нового государства на политической карте Восточной Европы — Речи Посполитой. Объединение Польши и Литвы привело к появлению не имевшего аналогов в Европе сословного парламента — двухпалатного сейма, объединявшего аристократию и представителей городов огромного королевства. Первую серьёзнейшую проверку эта система прошла практически сразу после объединения государств, в период бескоролевья, длившийся со смерти Сигизмунда II Ягеллона в 1572-м по 1576-й год, когда был избран на престол Стефан Баторий. Именно сейм вывел страну из тяжёлого внутреннего и внешнего положения, когда страна, ведущая изнурительную войну против Российского царства, осталась фактически без лидера. Этот поворотный в истории Речи Посполитой момент определил вектор её дальнейшего развития и привёл страну к системе шляхетской демократии.
Сейм получил исключительную роль в политической жизни страны — в ведении польско-литовского парламента находился широкий спектр вопросов: от сбора налогов и внешней политики до избрания королей на престол. В 1589 году был принят закон о единогласии, который вводил в процедуру обсуждения различных вопросов на сеймах принцип Liberum veto — любой депутат мог остановить прения по той или иной проблеме, если принятое решение его не устраивало. Вместе с серьёзными ограничениями королевской власти, закреплёнными в так называемых «Генриковых артикулах» в 1573 году, главными политическими игроками в государстве стали крупные магнаты и дворяне, манипулировавшие членами сейма в своих интересах.
С точки зрения парламентаризма система, сложившаяся в Речи Посполитой в конце 16-го века, стала крупным достижением — ни в одной европейской стране не существовало аналогов шляхетской демократии, чем польские интеллектуалы гордятся до сих пор. Тем не менее именно пресловутое Liberum veto стало одной из причин начала глубокого кризиса государства буквально через столетие. Окружённая со всех сторон набравшими мощь монархиями Восточной и Центральной Европы — Россией, Австрией и Пруссией, — которые благодаря абсолютной власти своих монархов могли в короткое время мобилизовать практически все внутренние ресурсы при появлении внешней угрозы, Речь Посполитая не могла оперативно отвечать на вызовы времени — всегда находился шляхтич, встававший во время заседаний сейма и выкрикивавший «Не позволяю!».
Это привело, несмотря на попытки реформировать государство в 18-м веке, к скорому падению Речи Посполитой и её разделам между соседями.
Сейм возродился после Наполеоновских войн по решению Венского конгресса, утвердившего устройство Европы по итогам многолетнего конфликта. На бумаге он должен был созываться каждые два года, однако на деле парламент собирался всего 4 раза, после чего фактически канул в небытие. На протяжении всей второй половины 19-го века законодательное собрание не имело возможности работать — вплоть до 1918 года и восстановления польской государственности.