Города Средневековья: от кочевого образа жизни — к осёдлому
Деревни, феодальные замки, монастыри и небольшие поселения вокруг них — вот, чем пестрила Западная Европа с 5-го по 10-й век. Но затем ситуация в корне изменилась: стремительно начали расти города. Разумеется, они существовали и ранее, будучи наследниками ещё Римской империи. Венеция, например, или Марсель. И всё же бурным расцветом городов ознаменовался именно 11-й век. Что послужило причиной?
Для начала определимся с вероятными местами формирования городских поселений. Куда могли следовать люди? Например, в монастырь — место, где накормят, обогреют, подадут милостыню. Беглые ремесленники, дабы найти применение своим умениям, прокладывали путь к замкам сеньоров или образовывали небольшие поселения на перекрёстках дорог. Иноземные купцы в поисках районов для реализации своих диковинных товаров держали путь в порты, откуда по «голубым» дорогам (рекам) двигались дальше.
Особенно часто местом сооружения средневекового города была территория вокруг замка феодала. Последний ручался обеспечивать своим «постояльцам» надёжную защиту в обмен на регулярные подати.
В то время крестьянин был способен дать пропитание не только сеньору-землевладельцу и своей семье, но и ряду ремесленников. Связано это в том числе со своего рода новациями: использование хомута и колёсного плуга, подковка лошадей, система трёхполья.
Чтобы крестьяне решились оставить свои деревни, требовалась некая «выталкивающая» сила. Ею стало малоземелье. Именно оно явилось причиной ухода крестьян с обжитых территорий и поиска ими новых занятий — ремёсел. Так постепенно зародились новые поселения, возникли города.
Чтобы, как уже говорилось выше, обеспечить хлебом себя, феодала и ремесленников, трудяге-крестьянину необходима была спокойная работа. То есть никто не должен был мешать его труду, нападать на него или прогонять с земли. Ещё одной причиной роста городов стало образование слоя военнослужащих, которые могли бы отбить атаки непрошеных гостей.
Безусловно, появлению городов способствовал и расцвет торговли. Города превращались в хозяйственные, торговые и промышленные центры. С одной стороны, они влияли на «политику» округи, с другой — находились в зависимости от феодалов или монастырей. И благополучие городов во многом определялось умением их жителей найти баланс между этими составляющими.
Коммунальное движение: город против сеньора
С историей средневекового города переплетена история его противостояния диктату сеньора-землевладельца. Обычно ремесленники-горожане попросту покупали у феодала свои права. Но порой сеньоры с большой неохотой расставались с привилегиями, которыми они были наделены. И тогда вспыхивала борьба. Крепкие города, как правило, освобождались от гнёта феодалов или монастырей. В северной Италии и во Франции получившие свободу города стали именоваться коммунами.
Однако право самоуправления имели не все городские поселения. В некоторых из них местные жители, будучи свободными, смирялись с тем обстоятельством, что землевладелец в городе — синоним власти.
В то время существовала пословица: «Городской воздух делает свободным». И действительно, одного года и одного дня пребывания в городе хватало беглому крестьянину, чтобы обрести долгожданную свободу.
Жизнь средневекового города: ремесло, торговля, финансы
Основными занятиями в средневековом городе были ремесло и торговля. Ремесленники-горожане обычно проживали при своих мастерских, в них же занимались и производством изделий. Заведовал всем мастер. Чтобы стать таковым, необходимо было, во-первых, создать «шедевр» — продукт, доказывающий профессионализм ремесленника в своём деле. Во-вторых, закатить весьма затратное застолье для остальных мастеров. Осилить эти два фактора — «шедевр» и гулянку — могли не все. Поэтому из класса подмастерьев ремесленники редко переходили в класс мастеров. Хотя, если подмастерье был сыном мастера или брал в жёны его дочку, шанс у него однозначно был.
Ещё на ступень ниже подмастерьев стояли ученики. За определённое денежное вознаграждение их отдавали мастеру «учить, чему сам горазд». Однако тот не торопился делиться тонкостями своего дела, поручая выполнять самую чёрную работу.
Мастера одного рода занятий называли себя «братьями» и обычно проживали на одной улице. Они, объединённые в цеха, не столько пировали (от немецкого zeche — «попойка»), сколько самым тщательным образом наблюдали друг за другом, диктовали дисциплину и обеспечивали контроль за качеством товара. Цеховая солидарность, позволявшая соблюдать определённые стандарты поначалу имела положительное влияние. Но к концу Средних веков именно наличие цехов тормозило развитие промышленного производства.
Средневековые купцы также объединялись — они организовывали гильдии. В 14-м веке северогерманское купечество объединилось в торгово-политический союз, вошедший в историю под названием Ганза. Иностранные ганзейские конторы размещались в крупнейших городах: в Брюгге, Бергене, Великом Новгороде и Лондоне.
Небывалый рост товарного производства постепенно превратил средневековые города не только в центры торговли с соседними деревнями и феодальными замками, но и с другими городами и даже государствами. В частности, по Средиземному морю венецианские и генуэзские купцы вели торговлю с Сирией и Египтом, а по Чёрному морю — с Крымом и Кавказом.
Расцвет торговых связей стал причиной появления банков. И если вначале banco (итал.) были скамьями с восседавшими на них менялами и ростовщиками, то со временем, а точнее в 14−15 вв., они превратились в организации, ссуживавшие деньги даже королям.