Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России. Княгиня Зинаида Юсупова, мать красавца-сына Феликса с репутацией плейбоя, славилась на всю Европу своими бриллиантами. В их числе были серьги Марии-Антуанетты, диадема неаполитанской королевы Каролины Бонапарт, знаменитая жемчужина «Пелегрина», работы знаменитых ювелиров Болина, Картье, Фаберже…
Весной 1917 года Юсуповы перебрались в Крым и отсюда навсегда уехали из России. Однако до того князь Феликс дважды побывал в революционном Петрограде. Один раз с помощью верного слуги вывез из дворца на Мойке и перепрятал в тайнике московского дома большую часть фамильных драгоценностей и скрипку Страдивари. Во второй раз забрал некоторые картины. Бриллианты и старая живопись пригодились в эмиграции.
Тем временем революционной России нужно было золото, и много: выплаты контрибуции Германии по Брестскому миру, финансирование мировой революции, расчёты по долгам независимым приграничным государствам (Польше, Финляндии, прибалтийским странам) и прочее. Не говоря уже о личных аппетитах партийцев и чекистов. 16 апреля 1920 года вышел декрет о конфискации золота и драгоценностей у граждан России. В октябре того же года — о продаже за границей антикварных вещей. Тогда же для учёта и реализации ценностей было учреждено Государственное хранилище ценностей (Гохран) под руководством Якова Юровского.
В петербургском и московском дворцах Юсуповых регулярно проводились обыски и реквизиции. Слуга Юсуповых Григорий Бужинский умер от пыток, но так и не выдал московский тайник. За особняком в Большом Харитоньевском переулке установили наблюдение. 7 апреля 1925 года агенты ОГПУ сообщили об обнаружении в доме тайника, в котором оказалось множество редчайшей старинной серебряной посуды и несколько ящиков с драгоценными вещами. О находке Феликс Дзержинский специально докладывал политбюро.
Ящики были тут же перевезены в ОГПУ, приглашённые музейные эксперты составили опись. Только женских украшений из золота и платины с бриллиантами и другими камнями было более 200 кг: 13 диадем, 255 брошей, 25 колье, 42 браслета и другое.
Продажи драгоценностей известных русских фамилий вызывали критику за границей, покупателей было найти не просто. Поэтому из редчайших произведений ювелирного искусства вынимались камни, которые продавались отдельно, золото и платина шли в переплавку и сбывались по цене металла.
Со второй половины 1920-х тактика изменилась. Русские драгоценности появились на аукционах Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка. На одном из них Феликс Юсупов узнал родовые сокровища. Разгорелся скандал, на вещи был наложен арест, но… суд Юсупов проиграл. Влиятельных и богатых желающих по дешёвке купить шедевры ювелирного искусства было много.