Реформация во Франции: гугеноты и католики
С историей религиозных войн во Франции 16-го столетия следует знакомиться не только как с прямым противостоянием двух мировоззрений. Социальные и династические проблемы в королевстве напрямую повлияли на развязывание кровавых смут.
Обстановка вокруг французского королевства в середине 16-го века, мягко говоря, была непростой. Реформация в Германии и последующие серьёзные столкновения внутри империи, напряжённость в отношениях с испанскими Габсбургами и, наконец, долгие и изнурительные Итальянские войны (1494−1559).
Идеи немецкого богослова Мартина Лютера были поддержаны частью французского клира и учёными-гуманистами. В первые десятилетия 16-го века благодаря филологу и богослову Жаку Лефевру д’Этаплю и будущему епископу Мо Гийому Бристоне сложился кружок евангелистов, сторонников обновления и реформы церкви.
К новому интеллектуальному и духовному движению примкнули придворные, чиновничество, мелкое дворянство, низший клир, купцы и ремесленники. Как правило, наибольшее распространение реформаторские идеи получили на юге и юго-западе Франции. Двор Маргариты Наваррской, сестры короля Франциска I, стал местом притяжения протестантов в 1530—1540-х.
Деятельность Жана Кальвина получила широкую популярность в королевстве. Многие слои населения сочли идеи богослова удобными и понятными. Но уже в 1534 году короля стали беспокоить листовки, в которых оскорблялась католическая месса. Монарха подобная ситуация перестала устраивать: за пределы страны был выдворен Кальвин, а по отношению к сторонникам его вероучения применялись репрессии. Уже в 1547 году власти создают «Огненную палату», которая поставила своей целью искоренить сторонников идей Реформации: кальвинистов приравняли к еретикам.
В июне 1559 года, сразу после завершения Итальянских войн, король Генрих II подписал Экуанский эдикт, который давал возможность специальным комиссарам применять репрессивные меры по отношению к протестантам. Тем не менее приток кальвинистов из Женевы только увеличился.
Свадебные торжества в семье короля (замуж были выданы его сестра и дочь), которые закрепляли положения Като-Камбрезийский мир с испанской короной, закончились трагедией. 30 июня 1559 года Генрих II на турнире получил смертельное ранение.
Фактически с этого момента можно отметить начало открытого противоборства между двумя лагерями. Оппозиция никогда себя не называла «гугенотами»: это ругательство в отношении протестантов придумали их противники. В свою очередь сторонники нового вероучения оставили своим врагам прозвище «паписты».
Лидерами гугенотов (от нем. Eidgenossen — сотоварищи) стали принцы крови из династии Бурбонов — потомков знаменитого монарха Людовика IX Святого. Антуан Наваррский, его сын Генрих, Луи Конде и три брата Колиньи — адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д’Андело и кардинал де Шатийон стали самыми влиятельными фигурами в лагере французских протестантов. Боковая ветвь Валуа считала себя незаслуженно отстранённой от династической политики королевского двора.
Касаемо «папистов»: главными действующими лицами в этом лагере были герцоги Гиз-Лотарингские (герцог Франсуа Гиз и его брат кардинал Шарль Лотарингский) и королева-регентша Екатерина Медичи, которая избрала для себя роль арбитра в этой смуте.
Гугенотские войны: от Амбуазского заговора до войны трёх Генрихов
В исторической науке принято говорить о восьми религиозных войнах с 1559-го по 1598-й, которые в разные промежутки времени сменялись перемириями от года до четырёх лет. Долгоиграющую историю религиозного противостояния во Франции следует делить на 3 этапа.
После кончины Генриха II на престол взошёл юный Франциск II (1559−1560), при котором дела королевского двора оказались в руках Гизов. Начались открытые гонения против гугенотов: за тайные религиозные сборища протестантам грозила смертная казнь. В 1559 году был повешен советник Парижского парламента де Бур. Протестантская оппозиция подготовила план заговора: под предводительством дворянина Ла Реноди, гугеноты намеревались в окрестностях Амбуаза арестовать Гизов и похитить короля. Однако «паписты» прознали о планах противников и 8 марта 1560 года издали эдикт, который запрещал религиозные гонения.
Но подобные меры гугенотов не удовлетворили: мятежники устроили сбор вблизи королевского двора, но были разбиты отрядами, подвластными Гизам и королю. Мартовский эдикт перестал действовать: гонения возобновились с новой силой. Принц Конде попал в руки Гизов, и его ждала смерть, но скорый уход из жизни Франциска II 5 декабря 1560 года спас принца от казни.
С восшествием на престол Карла IX ситуация изменилась: в фаворе оказались и принц Конде, и Антуан Наваррский, который был назначен генерал-лейтенантом королевства. Параллельно Екатерина Медичи инициирует ряд собраний и мероприятий для примирения враждующих сторон. Плодами Генеральных Штатов в Орлеане 1560-го и в Понтузе 1561-го, а также диспута в Пуасси 1561 года стал Сен-Жерменский (Январский) эдикт 1562 года, который позволил гугенотам вести богослужения за стенами города и в частных домах.
Гизы тем временем образовали «триумвират», куда входил герцог Франсуа и сторонники покойного Генриха II — коннетабль де Монморанси и маршал Сент-Андре. «Паписты» стали искать союза с Испанией и даже привлекли на свою сторону Антуана Наваррского.
На первом этапе религиозных войн (до Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года) гугеноты хоть и находились в меньшинстве, но были уверены, что смогут обратить всю Францию в новую веру и установить тесные связи с королевским двором.
1562 год был богат на события: начались открытые боевые действия между сторонами, Гизы захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло, они также добились отмены Январского эдикта, разгромили гугенотов в Шампани (местечко Васси) и нанесли поражение Конде 19 декабря при Дрё — гугеноты и их немецкие союзники были разбиты. При этом Монморанси и маршал Сент-Андре в ходе сражения были убиты. Франсуа Гиз, осаждая Орлеан и преследуя адмирала Колиньи, пал от рук убийцы. В данной ситуации лидеры враждующих сторон при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, который подтверждал положения Январского эдикта.
Поход испанского герцога Альбы на Нидерланды и обострение отношений с гугенотами заставило регентшу-королеву собрать крупное войско якобы для охраны границ. В 1567 году она направила его на протестантов Франции. В борьбу также включился и брат короля Генрих Анжуйский. Гугеноты хоть и терпели поражение, но армия Конде смогла отступить в Лотарингию и заручиться поддержкой немецких протестантов во главе с пфальцграфом Иоганном-Казимиром. Католики были оттеснены к Парижу, и в 1568 году Екатерина Медичи была вынуждена подписать новое перемирие.
До 1570 года противостояние продолжалось: королева-регентша не хотела терпеть растущую силу вождей гугенотов. После ряда сражений правительство Карла IX пошло на уступки и подписало Сен-Жерменский мир, который давал право гугенотам на свободу вероисповедания по всей Франции кроме Парижа, а также право занимать государственные должности. К тому же протестантам передали крепости Ла-Рошель, Коньяк, Монтобан и Ла-Шарите.
Дабы укрепить ранее заключённый мир, Екатерина Медичи решила устроить свадьбу своей дочери Маргариты де Валуа с Генрихом Наваррским. Союз католички и протестанта должен был покончить с враждой двух конфессий. В августе 1572 года в Париж съехалось огромное количество гостей, представителей обоих течений. Гизы хоть и были устранены от двора, но всё же подготовили покушение на адмирала Колиньи, который в тот момент имел большое влияние на Карла IX. Возмущение гугенотов и в целом неспокойная ситуация в Париже подтолкнули Екатерину Медичи и её советников убедить короля расправиться одним махом со смутьянами-протестантами: они боялись их мести за убийство одного из лидеров движения.
24 августа 1572 года, в ночь святого Варфоломея, произошла резня, в которой погибло более 2 тыс. человек. Пленение Генриха Наваррского в Лувре ничего не изменило: гугеноты сопротивлялись отчаянно.
В Ниме в 1575 году была создана Гугенотская конфедерация на юге Франции со своей армией и органами власти. Второй этап конфликта постепенно отходил от религиозных противоречий в сторону династической политики. Генрих III (1574−1589), последний король из рода Валуа, искал способ взять под контроль ситуацию, которая сложилась в его государстве. В 1576 году он возглавил Священную Лигу, созданную при помощи Гизов и части католического дворянства Франции. Несмотря на то что существовали отдельные очаги напряжённости и велись локальные войны, Генриху III удалось не нарушить мира между католическим севером и гугенотским югом вплоть до 1584 года.
Война Трёх Генрихов: финал
В 1584 году в мир иной ушёл брат короля Франциск Алансонский — последний прямой наследник на французский престол. У Генриха III не было детей, и вероятным претендентом на престол становился Генрих Наваррский. Такое положение возмутило Лигу: сторонники Генриха Гиза обратились за помощью к испанскому королю Филиппу II. Немурский эдикт того же года, изданный королём под нажимом Гизов, вновь ставил гугенотов вне закона, но при этом не отменял прав на престол Генриха Бурбона.
Основные боевые действия развернулись только в 1587 году. Генриху Наваррскому оказали щедрую помощь «братья по вере»: английская королева Елизавета I отправила ему крупную сумму денег, на которую гугеноты смогли нанять большую армию немецких протестантов. Военные действия гугенотов шли с переменным успехом: Генрих Наваррский одолел королевские части при Кутра, но немецкие наёмники были разбиты Гизами при Вимори.
Генрих III потерял влияние в столице: «День баррикад» в мае 1588 года вынудил его бежать из Парижа. Король также стал искать союза с гугенотами. 23−24 декабря того же года, находясь в сложном положении и приняв все требования лигистов, король отдаёт приказ убить Генриха Гиза и кардинала Лотарингского. 15 мая 1589 года были распущены Генеральные Штаты. Но 1 августа короля убил агент Лиги монах Клеман.
Находившийся в тот момент в Нормандии Генрих Наваррский объявил себя новым королём Франции.
Лигисты выдвинули свою кандидатуру на французский престол в лице кардинала Бурбона Карла X. Победа Генриха Наваррского оставалась вопросом времени. Гугеноты во главе с Генрихом IV разбили войска нового главы Лиги герцога Майеннского в сражениях при Арке 21 сентября 1589 и Иври 14 марта 1590 года. Протестанты также дважды осаждали Париж.
«Париж стоит мессы»
К 1593 году Париж находился в руках испанских отрядов и сторонников Лиги. Для Генриха IV вопрос обретения трона не был закрыт до конца вплоть до 1598 года: далеко не вся Франция хотела принимать короля-«еретика». Но многие дворяне-католики искали компромисса с единственным легитимным наследником французской монархии.
В июле 1593 года Генрих Наваррский отрекся от протестантизма и перешёл в лоно католической церкви. Знаменитые слова «Париж стоит мессы» приписывают именно Генриху после отречения от своей веры. Коронация прошла в следующем году в Шартре, ведь «центр помазания французских монархов» Реймс был в руках Лиги.
Тем не менее Париж открыл перед новым королем свои врата. Генрих IV продолжал войну с испанскими интервентами и добился в 1598 году заключения Вервенского мира на условиях status quo.
13 апреля 1598 года король издал Нантский эдикт, который положил конец долгой и кровавой религиозной смуте. С этого момента протестантам во Франции была дарована свобода вероисповедования, начал соблюдаться принцип равноправия во многих сферах жизни французского общества. За гугенотами закрепили около 200 городов. В конечном итоге Франция была готова для формирования единства на государственном уровне, а также к национальному согласию.