Пётр Врангель — барон, ставший инженером
Выходец из старинного дворянского рода, Пётр Николаевич Врангель появился на свет в Ново-Александровске (Ковенская губерния) в августе 1878 года. Его отец был предпринимателем, известным коллекционером картин, доктором философии. И хотя большинство представителей фамилии Врангелей, как правило, выбирали военную карьеру, отец Петра Николаевича, сам будучи человеком гражданским, и сына настраивал на штатскую службу. Первым делом Врангель получил аттестат Ростовского реального училища, затем диплом Санкт-Петербургского горного института.
Что касается военной карьеры, то по окончании учебного заведения барону Врангелю, как и всякому российскому подданному, следовало в течение двух лет (в его случае — одного года, так как он имел высшее образование) отбыть воинскую повинность. Поступив в Конный лейб-гвардии полк (скажем прямо, не без связей в свете), Пётр Николаевич в 1902 году при Николаевском кавалерийском училище блестяще, «по первому разряду», сдал экзамен, получил звание корнета и был уволен в запас. Только спустя два года, когда началась Русско-японская война, он вернулся в армию (до этого работал чиновником при иркутском генерал-губернаторе).
Барон Врангель до гражданской войны
Во время войны с японцами Петр Врангель добровольно вернулся в армию. Став сотником казачьего полка, воевал под командованием генерала Ренненкампфа. С ним же вышел и на Первую мировую (или Великую, как её называли современники).
«Отличный» офицер, командир эскадрона барон Врангель уже в первые месяцы войны заявил о себе. Сражение под Каушеном, в котором Пётр Николаевич продемонстрировал свою «гвардейскую храбрость», сделало его Георгиевским кавалером. На этом подвиги и лавры ротмистра Врангеля не закончились. За атаку колонны неприятельских обозов последовали награждение Георгиевским оружием и должность командира полка, за окружение и взятие в плен батальона германской пехоты в полном составе — звание генерал-майора, за блестящую операцию на реке Збруч — Георгиевский крест 4-й степени с лавровой ветвью.
Об отречении императора Николая II барон узнал в Бессарабии, где на тот момент принял под своё начало Уссурийскую казачью дивизию. Один из немногих командиров, он справедливо полагал, что низвержение самодержавия не улучшит ситуацию в стране, а, наоборот, ухудшит, поэтому для наведения порядка в Петрограде предлагал отправить туда войска. Но тщетно: к мнению барона никто не прислушался. Новое правительство по понятным причинам настроенное к Врангелю не слишком дружелюбно, добилось его отставки. Вместе с семьёй барон перебрался в Крым.
Белый Крым Петра Врангеля
«Отдых» Петра Николаевича на даче в Ялте продлился недолго. После непродолжительного заключения он, арестованный большевиками, всё же был отпущен. Перебравшись в Киев, барон сначала пытался наладить сотрудничество с гетманом Скоропадским, однако, ввиду слабости последнего, отправился в Екатеринодар (ныне Краснодар), где вступил в Добровольческую армию Деникина.
За годы Гражданской войны Врангель записал на свой счёт не одну успешную операцию против большевиков. Самая впечатляющая — взятие Царицына (ныне Волгограда) в 1919 году. Но, как говорится, успех был недолгим: между ним и Деникиным начались разногласия, итогом которых стали отставка и отъезд Петра Николаевича в Константинополь (Стамбул).
Весна 1920 года принесла барону новую должность — пост главнокомандующего ВСЮР. Вернувшись в Крым, Врангель поставил перед собой две основные задачи: для борьбы с «красными» объединить вокруг себя любые силы и с честью вывести Русскую армию из сложившейся ситуации. И хотя эпилог истории Белого движения известен всем, меры, предпринятые Петром Николаевичем в годы Гражданской войны, были «по достоинству оценены» большевиками.
Когда Красная армия оккупировала Крым, Врангель был вынужден эмигрировать. Оказавшись за границей, барон не сдался — он по-прежнему вёл бой с красными, организовал Русский общевоинский союз, который, скажем прямо, щекотал нервы большевикам.
В апреле 1928 года Петра Врангеля не стало. Он скончался в Брюсселе, согласно официальной версии, от туберкулёза. Некоторые исследователи выдвигают иную причину смерти «чёрного барона» — «вмешательство» советских спецслужб, хотя никаких прямых доказательств этому нет.