Верный монарху гражданин
Симон V де Монфор родился в 1208 году во Франции. Он был полным тёзкой своего отца Симона IV де Монфора и ещё нескольких своих предков. Отец Симона был французом, также имевшим владения в Англии. Отсюда и титул — граф Лестерский. Монфор-старший вошёл в историю как лидер Альбигойского крестового похода, его сыну суждено было стать лидером сопротивления королю.
Отец погиб в 1215 году в Тулузе во время восстания, когда сыну было всего 7 лет. Симон IV де Монфор оставил после себя великую военную славу. Однако сын крестоносца не собирался задерживаться в тени предка.
Главный принцип наследования имущества в Европе в 13 столетии заключался в том, что старший ребёнок ушедшего из жизни человека получал абсолютно всё. Так как Симон не был старшим сыном, наследства он практически не получил, земли достались его брату Амори. Когда юноша подрос, он решил разбогатеть через удачный брак. Из воспоминаний, оставленных о графе, следует, что он был очень красив и чем-то напоминал Ричарда Львиное Сердце. Однако это ему не помогло — обе попытки жениться провалились.
Когда скончался старший брат, Симон наконец-то получил наследство — графство Лестер. Именно поэтому в 1236 году он перебрался из Франции в Англию. Спустя два года, в 1238 году, Симон де Монфор, не входивший в верхушку английской знати, сумел жениться на вдовой сестре короля Генриха III Элеоноре.
Приближённые короля негодовали. Против была и церковь: как выяснилось, после смерти первого супруга Элеонора поклялась больше не выходить замуж. Симону пришлось лично отправиться к Папе Римскому, чтобы уладить этот вопрос и снять с жены неудобную им обоим клятву.
На первых порах отношения между Симоном и Генрихом складывались тёплые, семейные: Симон даже назвал первенца Генрихом в честь монарха. Ребёнок, впрочем, скончался вскоре после рождения. В Средние века смерть среди новорождённых была распространённым явлением. Когда же первенец родился у Генриха, Симон стал крёстным отцом наследника престола. Для тех времён это было знаком огромного уважения со стороны короля. Такое решение правителя вызывало споры среди приближённых к престолу людей.
Де Монфор — лидер оппозиции
Различные шутки и слухи, связанные с де Монфором, дошли до Генриха III и вызвали гнев монарха. Симон решил вместе с женой временно переехать во Францию. Стоит отметить, что тогда отношение графа лестерского к Генриху III ещё было лояльным.
Несколько лет Симон де Монфор был наместником короля в Гаскони. «Я не вернусь до тех пор, пока не заставлю врагов ваших упасть к вашим ногам», — сказал, по преданию, Симон Генриху III перед отъездом. В Гаскони де Монфор доблестно сражался против сепаратистов, несколько раз чуть не погиб в бою. Однако никакой благодарности от монарха Симон не получил.
В 1240 году Симон вернулся в Англию. Временно де Монфор решил «залечь на дно», чтобы не привлекать внимание Генриха III. Он тихо и мирно жил в замке с женой, общался с интеллектуальной элитой первой половины 13 столетия — епископами, университетскими преподавателями, архидиаконами.
В это же время в Англии ухудшилась политическая обстановка. Правление Генриха III разрывало общество на два противоборствующих лагеря. С каждым годом сын Иоанна Безземельного совершал всё больше противоречивых действий, не считаясь с гордостью баронов, желавших участвовать в политической жизни общества. Горожане, студенты и рыцари поднимали восстания.
Поведение де Монфора по отношению к королю изменилось во второй половине 1250-х годов. Многие считают, что де Монфор ушёл в оппозицию из-за личных обид, другие предполагают искреннюю убеждённость Симона в верности установления более демократического строя, чем абсолютная монархия. Де Монфор приложил руку к составлению так называемых «Оксфордских провизий», которые были призваны ограничить королевскую власть.
Внутренние противоречия Англии привели к гражданской войне — Второй войне баронов (1264−1267 годы). В де Монфоре оппозиция видела героя, имевшего опыт борьбы с сепаратистами. Легенды об отце де Монфора делали личность графа лестерского более монолитной. После первой победы над правительственными войсками Симона даже начали называть «лордом-протектором». В какой-то мере де Монфора можно именовать предшественником Оливера Кромвеля.
В 1265-м — в год своей смерти — Симон созвал первый в английской истории парламент, приближённый к современному. Изначально де Монфор вёл себя сурово, но, когда он увидел, что бароны отворачиваются от него по ходу войны и уходят к королю, лорд-протектор был вынужден пойти на уступки. В английский парламент вошли не только церковные деятели и дворяне, но и представители городского населения. Также де Монфор неоднократно говорил о необходимости расширения общих гражданских прав для простых людей.
4 августа 1265 года Симон де Монфор погиб в битве при Ившеме. Солдаты лестерского графа сражались неудачно, королевские войска давили их со всех сторон. У де Монфора был шанс бежать с поля битвы, но он решил биться до конца.
Год гибели графа стал одновременно годом зарождения английского парламентаризма. Неслучайно в Палате представителей США — государства, с самого начала своего независимого существования опиравшегося на демократические принципы — есть барельеф с изображением де Монфора.
«Для людей своего времени Симон де Монфор был и изменником, и святым. Бароны, поддерживавшие короля, считали его предателем, но простой люд видел в нём мученика, достойного стоять на одной ступеньке с Фомой Кентерберийским», — писал о Симоне его биограф Сомерсет Бейтман. В мировую историю граф Симон де Монфор вошёл как человек, заложивший основы в фундамент европейской модели управления государством.