Кальмарская уния была союзом трёх скандинавских королевств: Норвегии, Швеции и Дании под властью малолетнего Эрика Померанского, внучатого племянника Маргариты I Датской (1353−1412). Страны пожертвовали суверенитетом, но сохранили автономию, приобретя единое пространство и возможность тягаться с немецкими городами.
На пути к унии
Ганзейская угроза была вовсе не шуткой. Немецкие купцы заполонили север и северо-восток Европы, фактически монополизировав торговлю. Любек (столица Ганзы) продавливал свою политику в Скандинавии 14 века.
Второй причиной создания унии были экономические кризисы 14 столетия в Европе, связанные с похолоданием — примерно в 1310-х начался малый ледниковый период (продлился до 19 века). По всей Европе — голод, крупные крестьянские восстания и кризис феодального землепользования.
Из сказанного выше логически вытекала потребность многих скандинавских семей в защите их владений по всей Северной Европе. Необходим был общий контроль, чтобы не допустить восстаний.
Кроме того, Дания не смогла в одиночку реализовать политические амбиции: она вынуждена была уйти из Шлезвига и Прибалтики. Норвежским же королям не хватало своих ресурсов для ведения активной политики. Всё это способствовало складыванию унии.
Унию подписали в 1397 году, но история объединения Скандинавии начинается немного раньше, когда в 1375 году умирает датский король Вальдемар IV Аттердаг. Его младшая дочь Маргарита I оказалась одним из самых сильных политиков того времени. Она добилась того, чтобы риксрод (королевский совет) сделал её сына Олафа наследником в обход сына старшей дочери.
Олаф был сыном Хакона Магнуссона, короля Норвегии в 1343—1380 гг. и Швеции в 1362—1363 гг. Таким образом, маленький сын Маргариты Олаф оказался наследником не только датского престола, но и норвежского. Но у Маргариты были виды и на шведский трон. Её муж потерял власть в Швеции в 1363 году, когда часть местной знати взбунтовалась и изгнала его и его отца-соправителя. На их место избрали короля-немца Альбрехта Мекленбургского. Но и им были довольны не все, чем, конечно же, воспользовалась Маргарита через 26 лет.
В конце 1380-х годов в Швеции вновь разгорелась борьба между феодалами и королём. К этому времени Маргарита перестала быть регентом при сыне. Она полноправный правитель — сын скончался в 1387 году. А уже через год часть шведской знати обратились к Маргарите за помощью в войне против короля-немца.
В 1389-м войска Маргариты разбили Альбрехта. Она была объявлена «полноправной госпожой и законной повелительницей» Швеции. Фактически Маргарита становилась правительницей сразу трёх государств. Увы, эта победа далась ценой соглашения с Ганзейским союзом. Маргарита подтвердила его экономическое господство в Скандинавии.
Значение унии для высокой политики и простых людей
Уния трёх стран была подписана в 1397 году в Кальмарском замке. Королём Дании, Швеции и Норвегии был назначен малолетний внучатый племянник королевы Маргариты Эрик Померанский (1382−1459). Задумывалось всё прекрасно: у стран будет общий монарх и власть будет передаваться по прямой мужской линии. Но в случае бездетности короля представители всех трёх стран должны будут избрать нового монарха.
Конечно, переход престола в руки датчан как-то должен был отразиться в будущем на простых людях. И отразился — Эрик всюду назначал датчан, постоянно воевал и вводил жуткие поборы. Возможно, он просто хотел успеть повластвовать — даже после его совершеннолетия бабка правила ещё 15 лет.
Засилье датчан не нравилось знати, а поборы и войны — простым людям. Тем более после в общем-то миролюбивой и справедливой для своего времени Маргариты. Она старалась уменьшить политическую роль знати и упрочить королевскую власть. Она редко созывала риксроды, зато укрепляла подотчётные короне центральную и местную администрации.
Развивались ландстинги (местные власти), дававшие прямой контакт с широкими слоями населения страны. Создавались специальные судебные тинги, где владельцы земель должны были отчитываться, каким путём они их получили. При этом при подписании унии особо подчёркивалось, что земли по-прежнему самостоятельны, несмотря на обязательства взаимопомощи.
Подолгу живя в Швеции, Маргарита устроила там редукцию (возвращение в казну) феодальных земель (то, на что был не способен отец её мужа). Кроме ленов, редукция затронула и церковные земли. Если первое не понравилось дворянам, то второе пришлось им по душе. В финансовой сфере Маргарита проводила политику строгой экономии, лишь однажды пошла на введение чрезвычайного налога (чтобы возобновить чеканку собственной датской монеты).
О внешней политике родоначальницы Кальмарской унии нужно сказать, что на первое место она ставила изгнание всех немцев из Скандинавии и расширение границ Дании на юг — в Шлезвиг и Гольштейн. В 1385 году она заставила Ганзу отказаться от датских земель, находившихся в залоге, а в 1386 году голштинский герцог признал сюзеренитет датской короны над Южной Ютландией.
Маргарита старалась не вступать ни в какие союзы, влекущие за собой войны далеко от Дании, Норвегии или Швеции. Женив Эрика Померанского на английской принцессе Филиппе, Маргарита избежала подписания с Генрихом IV наступательного союза против Франции. Был подписан оборонительный.
Вообще, она всегда старалась избегать открытых конфликтов, предпочитая договариваться. Эта стратегия помогала ей избежать серьёзных проблем со шведской аристократией.
Эрик против всех
Всё своё правление Маргарита укрепляла власть. И, несмотря на контрмеры и имевшее место уважение к ней, напряжённость между короной и знатью росла. Лишь в период самостоятельного правления Эрика Померанского (1412−1439) эта напряжённость вылилась в восстание.
Как уже было сказано, победа над королём Швеции Альбрехтом Мекленбургским далась Маргарите путём соглашения с Ганзой. Да, позже и немцы шли на уступки, но всё же основная цель унии не была достигнута. А она, напомним, заключалась в прекращении доминирования немцев в североевропейской торговле и политике.
Эрик Померанский попытался положить конец зависимости Скандинавии от Ганзейского союза. Это привело к войнам в Шлезвиг-Гольштейне, Мекленбурге и Померании. Войны же потребовали увеличения налогов. Вдобавок Эрик назначал на большинство ответственных должностей коренных датчан. Всё это это не нравилось норвежцам и шведам, а также датским крестьянам, уставшим от войны.
Во время войны ганзейские города объявили блокаду шведским железу и меди. Для экономического благополучия экспорт этих металлов был критически важным. Итог — восстание фермеров и шахтёров в шведском Даларне под предводительством немца Энгельбректа Энгельбректсона.
В 1435 году Энгельбрект Энгельбректсон был избран правителем. И хотя вскоре он был убит, за этот небольшой срок восставшим удалось добиться поддержки в Дании своих требований. В первую очередь, требовалось учредить новый союз с подобием конституционной формы управления. Эрик этого не желал. Когда против него выступила и датская знать, он бежал и в 1439 году поселился в своём замке Висборг на острове Готланд (ныне Швеция). Его сместили в том же году.
Место Эрика занял его племянник Кристофер Баварский. Правил он недолго, до 1488 года. После его смерти образовался вакуум власти. Швеция избрала себе нового короля — Карла VIII Кнутссона. Его, к слову, потом ещё дважды выгонят и трижды будут избирать.
Карл VIII намеревался возродить унию, но теперь уже под шведской короной. В 1449 году он был избран королём Норвегии, но датский трон занял Кристиан I Ольденбургский. Следующие 70 лет пройдут в борьбе между Данией и Швецией за главенство в унии.
Окончательный распад Кальмарской унии
Формально Датско-шведская уния была упразднена Штеттинским миром 1570 года, согласно условиям которого датский король отказался от претензий на шведский престол, а шведский король — на оставшуюся подвластной датчанам Норвегию. Но остатки Кальмарской унии просуществовали до 1536 года. Тогда Дания в одностороннем порядке объявила Норвегию своей провинцией, и возникла Датско-норвежская уния.
Норвегия сохранила собственные законы и некоторые государственные институты, но бывшие норвежские территории — Исландия, Гренландия, Фарерские острова — перешли во владение Дании. В 1814 году Дания была вынуждена передать Норвегию королю Швеции. Всё это привело к тому, что в середине XIX века появилось движение за объединение стран бывшей Кальмарской унии, кроме Финляндии, в единую монархию.