16 декабря 1857 года Николай Некрасов отправил Льву Толстому письмо, в котором разгромил рассказ «Альберт»:
Милый, душевно любимый мною Лев Николаевич, повесть вашу набрали, я её прочел и по долгу совести прямо скажу вам, что она нехороша, и что печатать её не должно. Главная вина вашей неудачи в неудачном выборе сюжета, который, не говоря о том, что весьма избит, труден почти до невозможности и неблагодарен. В то время, как грязная сторона вашего героя так и лезет в глаза, каким образом осязательно до убедительности выказать гениальную сторону, а коль скоро этого нет, то и повести нет. Всё, что на втором плане, очень впрочем хорошо, то есть Делесов, важный старик и пр., но всё главное вышло как-то дико и не нужно. Как вы там себе ни смотрите на вашего героя, а читателю поминутно кажется, что вашему герою с его любовью и хорошо устроенным внутренним миром нужен доктор, а искусству с ним делать нечего. Вот впечатление, которое произведёт повесть на публику, ограниченные резонёры пойдут далее, они будут говорить, что вы пьяницу, лентяя и негодяя тянете в идеал человека и найдут себе много сочувствователей… да, это такая вещь, которая даёт много оружия на автора умным, и ещё более глупым.
Если вы со мной не согласны, и вздумаете отдать дело на суд публики, то я повесть напечатаю. Эх! Пишите повести попроще. Я вспомнил начало вашего казачьего романа, вспомнил двух гусаров и подивился, чего вы ещё ищете — у вас под рукою и в вашей власти ваш настоящий род, род, который никогда не прискучит, потому что передаёт жизнь, а не её исключения, к знанию жизни у вас есть ещё психологическая зоркость, есть поэзия в таланте — чего же ещё надо, чтоб писать хорошие — простые, спокойные и ясные повести?
Покуда в ожидании вашего ответа я вашу повесть спрятал и объявил, что вы раздумали её печатать. Будьте здоровы и напишите мне поскорее.
Весь ваш Н. Некрасов.
16 декабря 1857 года
Петербург