Маргарет Тэтчер стала первым политиком «правой волны», положившим начало «консервативной революции» в мире, первой женщиной — политическим лидером и премьер-министром Великобритании, первым в 20 веке британским политиком-консерватором, победившим три раза подряд (в 1979, 1983 и 1987 годах) на парламентских выборах. Она установила своеобразный рекорд пребывания на посту премьер-министра — 11 с половиной лет, что сравнимо с Рузвельтом и де Голлем.
Упоминание имени Тэтчер вызывает у британцев сильные чувства, никого не оставляя равнодушным. Как и некоторые другие крупные деятели того времени, она пользуется огромной популярностью за пределами родины. В самой же Великобритании её или ненавидят (таких большинство), или же превозносят, называя величайшим лидером столетия или «человеком, с которым можно иметь дело» (знаменитое высказывание М. С. Горбачёва).
Чтобы лучше понять Тэтчер, необходимо представить себе её окружение и ту среду, в которой формировался её характер. Её жизненная история нетипична для консерватора и больше подошла бы лейбористу.
Маргарет Хилда Робертс родилась 13 октября 1925 года в небольшом провинциальном городе Грэнтам в семье бакалейщика. Её отец, сын сапожника Элфрид Робертс, был владельцем небольшого магазина, энергичным, серьёзным, решительным и довольно эрудированным человеком. Мать — Беатрис Стивенсон, происходившая из семьи железнодорожного служащего, портниха по специальности, посвятила себя воспитанию двух дочерей.
Типичная «папина дочка», Маргарет не любила вспоминать о своей матери, но об отце, оказавшем очень сильное влияние на формирование её характера, всегда говорила восторженно, подчёркивая его решающую роль во всём, чего добилась в жизни. Именно он привил ей любовь к книгам и пристрастил к политике: активный член консервативной партии, он в годы Второй мировой войны входил в городской совет, а затем был и мэром города, и в их доме часто обсуждались текущие дела, проблемы городского хозяйства и ход войны.
Окончив школу одной из лучших учениц, Маргарет продолжила своё образование в университете — знаменитом Оксфорде, из стен которого вышло большинство британских премьер-министров.
Оксфорд с его прогрессивными идеями и традиционно придерживавшейся левых взглядов профессурой не изменил, а ещё более укрепил её консервативные воззрения: следуя наставлениям отца не идти за толпой, она в противоположность большинству вступила в Консервативную ассоциацию университета. Уже на выборах 1945 года Робертс приняла самое активное участие в предвыборной кампании, агитируя за тори. На этих выборах они, как известно, потерпели сокрушительное поражение, а вместе с ними и герой Маргарет Уинстон Черчилль.
В 1947 году, получив степень бакалавра второго класса в области химии, она некоторое время работала в фирме, производившей пластмассы, а затем в пищевой корпорации. В 1949 году Робертс стала самой молодой из претендентов на место в британском парламенте: её кандидатура была утверждена собранием консерваторов Дартфорда. Летом 1950 года она познакомилась с Черчиллем, который выступал перед женщинами-консерваторами. Много позже, уже став премьер-министром, не допускавшая фамильярности в отношениях с лидерами других государств Тэтчер позволяла себе называть Черчилля «Уинстоном», выдавая себя за его ближайшего друга, хотя встречалась с ним всего пару раз. Ей льстило сравнение с Черчиллем и, вероятно, именно поэтому, уйдя в отставку, она передала свой архив в Черчилль-колледж в Кембридже, где теперь он хранится рядом с архивом её великого предшественника.
На досрочных парламентских выборах 1951 года, принёсших победу консерваторам, Маргарет не прошла в парламент, но существенно улучшила свой результат. Вскоре после выборов она вышла замуж за Дэниса Тэтчера, 33-летнего холостяка, бывшего артиллериста и участника войны, управляющего семейной фирмой по производству красок. В 1958 году она решила предпринять ещё одну попытку пройти в парламент, теперь уже от традиционно голосовавшего за консерваторов округа Финчли. На это место претендовало около 200 консерваторов, а досталось оно Тэтчер. За 16 последовавших лет она поднялась до уровня лидера консервативной партии, а ещё через четыре года стала премьер-министром.
По иронии судьбы, не назначавшая на министерские должности женщин Тэтчер внесла существенную лепту в так называемую гендерную революцию, открыв им широкую дорогу не только в политику, но и другие области профессиональной деятельности. Её успешная карьера стала хорошим примером для других. Особенно ощутимым оказался приток женщин в лейбористскую партию, где для них ввели специальную квоту в 40%. Будучи выходцем из низов, она часто хвасталась, что ей удалось произвести революцию в британской политической жизни именно потому, что она была аутсайдером и не принадлежала к истэблишменту, по которому её избрание нанесло «сокрушительный удар».
Характер Тэтчер во многом определил проводимую ею политику. Воспитанная отцом в духе викторианских добродетелей, Тэтчер сделала их ориентиром в политической жизни. Она идеализировала эпоху правления королевы Виктории, когда Великобритания находилась в зените своего могущества. Тэтчер сравнивали с лидером либералов конца 19 века. Гладстоном, который также считал себя миссионером, борющимся со злом, и вызывал самые разные чувства у британцев. Обоих заставили уйти в отставку коллеги.
Тэтчер представляла собой довольно редкое сочетание — либерала в экономике, националиста в политике, твёрдо отстаивающего интересы страны. «Меня гораздо больше интересует, что говорят о нашей стране, а не обо мне», — заявила Тэтчер, поставившая перед собой цель вновь вывести Великобританию на передовые позиции в мире.
Одной из отличительных черт Тэтчер была дотошность, проявившаяся уже во время её работы в министерстве по делам пенсий и государственного страхования. Она всегда изучала документы досконально, вникая во все детали, выявляя слабые места, делая пометки на полях. Это раздражало подчинённых, с лёгкой руки её личного секретаря К. Боссома называвших её «этой чёртовой бабой».
Став министром образования, она в первый же день работы вручила своему постоянному заместителю листок из тетради с перечислением 18 дел, которые надо было сделать немедленно. Тэтчер никогда не доверяла аппарату министерств, подозревая его в саботаже своих распоряжений, и жёстко требовала сокращения штатов и расходов. Подобно Елизавете I, объезжавшей своё королевство, она ввела не имевшую прецедента практику регулярных посещений министерств и департаментов, чтобы на месте самой разобраться, что из её приказаний исполняется, а что нет.
Крайне ценное британское качество — это хладнокровие, особенно способность сохранять спокойствие в трудную минуту. Весьма популярна легенда о Френсисе Дрейке, который остался доигрывать игру в крикет, после того как ему сообщили о приближении испанской Непобедимой армады к британским берегам. Как бы критически для Тэтчер не оборачивались события (а за 11,5 лет правления ей приходилось переживать весьма серьёзные, как казалось, безвыходные ситуации), она никогда не теряла хладнокровия.
Она мужественно вела себя в октябре 1984 году на конференции консервативной партии после взрыва террористами Ирландской республиканской армии бомбы в «Гранд отеле», во время которого погибло несколько человек, а сама Тэтчер осталась жива лишь по счастливой случайности. Проведя какое-то время в кромешной темноте под обломками здания, Тэтчер впоследствии всегда носила в своей сумке карманный фонарик.
Многих раздражала её самоуверенность, убеждённость в том, что именно ей выпала великая роль спасителя страны от экономического упадка и международного забвения. Один из членов её кабинета Дж. Прайор назвал это «комплексом Жанны д’Арк».
Тэтчер часто посылала написанные от руки записки с выражением соболезнования или поздравлениями по тому или иному поводу, никогда не забывала поблагодарить обслуживающий персонал после приёмов в своей резиденции. Когда умер её шофёр, она не отправила на похороны своего представителя, а пошла сама. Однажды, узнав, что одного из младших секретарей бросила жена, Тэтчер пригласила его на празднование Рождества в свою семью.
В другой раз она пригласила на обед на Даунинг-стрит своего личного парламентского секретаря, а поскольку до этого он обещал провести день с семьёй, Тэтчер пригласила также его жену, троих дочерей и их школьную подругу, которая в этот день находилась у них в гостях. Когда на одном из приёмов неопытная официантка опрокинула блюдо с заварным кремом на министра иностранных дел Дж. Хау, премьер-министр обняла её и стала успокаивать, бросив через плечо тщетно пытавшемуся привести в порядок свой костюм министру: «Джеффри! Прекратите создавать такой ажиотаж!»